АННОТАЦИЯ:
Бисексуальность была присуща культурам древнего мира. И в Греции, и в Риме признавались однополые сексуальные отношения, а отношения между мужчинами не только допускались, но и широко прославлялись в литературе и искусстве. Для греков и римлян гомосексуальность была не исключительным выбором, а альтернативой любви к противоположному полу, а иногда и одновременно с ней. Исследуя аспекты положения женщин в классической древности, автор пришла к пониманию того, что явная вездесущность мужского гомосексуализма оказала фундаментальное влияние на отношения между мужчинами и женщинами. Опираясь на весь спектр сохранившихся источников — юридические тексты, надписи, медицинские документы, поэзию и философскую литературу — она реконструирует гомосексуальную культуру Греции и Рима и дает полную, удобочитаемую и наводящую на размышления историю бисексуальности в классическую эпоху. Кантарелла исследует психологические, социальные и культурные механизмы, определяющие сексуальный выбор, и рассматривает: в какой степени этот выбор был свободным, направленным или вынужденным в каждой цивилизации. В Греции отношения между взрослыми и мальчиками(!) считались самым благородным из всех союзов, средством образования и духовного вдохновения(!). Кантарелла показывает, что такие отношения, хотя и строго регламентированные, никогда не были брошенными на индивидуальную самопроизвольность, являясь более чем педагогическими и платоническими: они были полностью плотскими. Однако в имперском Риме сексуальная этика отражала политическую, и мужчины безжалостно господствовали как на войне, так и в любви. Критическое половое различие заключалось в том, что между активом и пассивом жертвами обычно становились рабы или побежденные враги, а не молодые римские свободные люди. Что касается женской бисексуальности, то рассказы о любви между римскими женщинами передавались исключительно мужчинами. Однако в Греции у женщин была Сапфо, являющаяся их голосом [древнегреческая поэтесса и музыкант]. Кантарелла исследует деятельность thiasoi — греческих женских общин — и обнаруживает, что их ритуальные церемонии также включали в себя страстную любовь. Кантарелла объясняет, как этикет бисексуальности со временем исказился, и как под влиянием языческих и иудео-христианских традиций гомосексуальность стал рассматриваться противоестественным актом. Ее интерпретация идет дальше, чем любое предыдущее исследование, утверждая, что не только гомосексуальность была обычным явлением, но и что для греков обоих полов представляла собой настоящую любовь.