Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
   
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
СТОИТ ЛИ ГОНЯТЬСЯ ЗА ВЕТРОМ?
Аполлон Кипарисов

"Бегущий за ветром" Халеда Хоссейни. Прекрасная в своем реалистичном трагизме, безусловно талантливо описанная история о жизни в плену у предрассудков, о смерти, избавляющей от них, о нравственной незрелости, порождающей цепь предательств, порой вынужденных, порой произвольных, и о слабости духа человеческого, способного иногда через отчаяние возвыситься до безоглядного самопожертвования. И все это - на фоне многострадальной афганской земли и неба, из которого однажды вдруг исчезли все воздушные змеи...

От знакомства с этим единственным в своем роде и по-настоящему грустным произведением читателя ожидает гарантированное удовольствие, которое, однако, не предохраняет и от возникновения чувства некоторого сожаления по поводу отсутствия в "Бегущем за ветром" настоящей любви к мальчику. Конечно, в этом нет ничего страшного, как говорится, с каждым может случиться... Но для вещи, опубликованной на тематическом ресурсе это - безусловный недостаток, дающий право задаться вопросом: а достаточно ли простого, номинального ( да и то, правду говоря, частичного) соответствия тематике сайта, для того, чтобы привлечь наше внимание и, в итоге, покорить наши, пусть и не избалованные читательские сердца? Довольно ли с нас будет одной только пронзительности повествования, и все ли наши чувства насладятся или будет удовлетворена только одна наша чрезмерная сентиментальность?

Не хочется себя обманывать - сайт ведь не только о мальчиках в литературе и т.д., но и мальчиколюбии. А без оного, честно и недвусмысленно присутствующего в произведении, каким бы добротным и глубоким оно ни было - это всего лишь очередное хорошее чтение, которое по достоинству оценят только те из нас, для кого высокое литературное качество текста, тонкий психологизм и напряженная, драматическая подлинность событий способны искупить недостаток (а порой - и полное отсутствие) яркой тематической наполненности.

Ну, а поскольку никаких признаков этой самой любви к мальчикам, ради и во имя которой все мы тут, в романе не обнаруживается, остается только рассмотреть, что же имеем "в сухом остатке".

А имеем незаконнорожденного бедолагу, вынужденного жить прислугой в доме собственных отца и брата, изнасилованного мальчика Хасана. Есть его мучитель, негодяй-полукровка Азеф, тоже подросток. Есть еще все тот же Азеф, но уже выросший из обычного маленького подонка в полновесного садиста и убийцу, к тому же дорвавшийся до власти при талибах и измывающийся уже над сыном того самого Хасана - Сохрабом, но не знающий об этом родстве. (Заметим между делом, что такой вот сюжетный завиток как раз и кажется вполне достоверным в силу своей малой вероятности.) Но все это, надо признать, больше похоже на какой-то анти-бойлав. Ведь правда такова, что ни подростковое сексуальное насилие, ни такое позорное и до сих пор не изжитое явление мусульманского востока, как бачизм никакого отношения к бойлаву не имеют вовсе. Зато напрямую связаны с сексуальным унижением, как излюбленным способом самоутверждения всяких патологических личностей, и еще более тесно - с сексуальным рабством и детской проституцией.

Столь безрадостную атмосферу романа могли бы отчасти развеять любые, хоть сколько-нибудь искренние и положительные гомоэротические порывы главного героя (он же автор), но, увы - ни в детстве, ни в отрочестве, ни в зрелом возрасте мы от нашего доброго Амирджана ничего такого не дождемся. Ибо он безнадежно, 100℅-но гетеросексуален. Другими словами говоря: бежит, как и большинство, по ветру, а не навстречу ему.
В силу этих причин и превращается "Бегущий за ветром", по сути, в повествование о дефиците любви к мальчикам, любви между мальчиками...
Но даже такая, не очень соблазнительная характеристика, не может быть отнесена к центральной части романа, сильно затянутой и малоинтересной. В ней о мальчиках не упоминается вообще, и если бы не обещанное читателю в самом начале неизбежное возвращение главного героя на землю предков, едва ли и половина читателей пробралась бы через это утомительное описание подробностей жизни афганской диаспоры на чужбине и отношений между многочисленными родственниками и земляками. Но каждый, у кого хватит терпения перевалить за середину романа, сможет похвалить себя за это. Потому, что именно с возвращением Амирджана в Афганистан произведение оживает, снова заставляет сопереживать и надеяться, и верить даже в то, во что уже и верить бессмысленно.

А поскольку нашим чаяниям, в итоге, сбыться так и не суждено, как запоздалая реакция на недополученную бойлаверскую эмоцию, приходит желание извлечь из прочитанного хоть какой-то profit (да простят меня знатоки английского за несогласованность родов). Например - помечтать. О том, что вот таким бы, роскошным в своей проникновенной лаконичности языком взять да описать историю действительной любви между мужчиной и мальчиком ( ну, хорошо, пусть только мужчины к мальчику). И ради приближения этой мечты к реальности очень соблазнительно будет порекомендовать "Бегущего..." не столько читающей, сколько пишущей нашей братии - для изучения в качесте образца отточенности слога и безупречности стиля. А там, глядишь, и отважится кто-нибудь из авторов, и побежит так же легко и уверенно, но уже не за ветром, а против него. И мальчикам данное произведение ( пусть и выборочно, не целиком) может пригодиться: пусть знают, какими поступками не стоит отягощать свою совесть в отрочестве, чтобы потом не мучиться всю оставшуюся жизнь от невыносимого груза вины и ответственности за то, что изменить и исправить не получится уже ни у кого и никогда.

©Аполлон Кипарисов, 2018

КОММЕНТАРИИ

  • 5
    Кажется, я уже писал, что не люблю быть критиком. Вся моя критика, как у большинства читателей -"нра", "не нра" и "один раз прочитать можно". Но раз уж Вы предложили высказаться, то...да, пожалуй, у меня чуть другое мнение о книге. Признаюсь, в начале захватило, но с середины и до конца все больше росло разочарование. В чем дело?...Может в том, что я не очень верю в то, что "именно с возвращением Амирджана в Афганистан произведение оживает, снова заставляет сопереживать и надеяться, и верить даже в то, во что уже и верить бессмысленно." Этот момент для меня лично так и остался загадкой. Я не увидел ясно этого момента, почему произошло это чудо - когда слабый человек вдруг становится сильным. Нет, я верю, что чудо возможно, но в данном случае его не разглядел. Кто-нибудь сможет объяснить причины нравственной метаморфозы произошедшей с главным героем? Всю жизнь он предает любимого (вспомните, как он реагирует на смерть Хасана) друга, и вдруг готов пойти на фактическую смерть ради незнакомого ему племянника. Может он очень любит детей?..Но и этого не видно. Неужели только открытие, что Хасан его брат произвело в нем такую перемену?..Показалось все ходульно и натянуто. Это то, про что Станиславский говорил :"Не верю". Впрочем, это только мое мнение. Но порекомендовал бы прочитать, тем кто этого еще не сделал. Книга все же заслуживает этого. Некоторые страницы запомнятся надолго, если не навсегда.
    11.01.18 14:28
  • bl-lit
    Ну, пока в принципе 2 к 1. Я к тому, что двоим книга не особенно понравилась, но понравилась мне. Бывают разные книги. Некоторые не оставляют никакого следа - прочитал, да забыл. Другие иногда хочется перечитать. Ещё одни перечитывать не хочется - потому что оставили очень сильное впечатление - и не хочется как раз из-за этого, чтобы не испортить первого, самого сильного впечатления. Ведь не секрет, что мировоззрение с ходом времени меняется: в 10 лет одно, в 20 - другое, ну а в 45 - третье. Эта книга для меня как раз из последней категории. Перечитывать не буду, дабы не испортить впечатления, которое она на меня произвела. И она, по-моему мнению, самое что ни на есть бойлаверское произведение. Почему? Начну издалека, и совсем с другой книги. Я часто говорю, что одной из самых значимых книг для меня является "Ким" Киплинга. Многие же собратья, прочитав её, удивляются. Для меня же удивительно их удивление. Что они ожидали прочесть в ней? Любовные страсти? Секс? Что у мужчины и мальчика будет долго и счастливо? Но в "Киме" замечательно выписаны отношения между мужчиной и мальчиком. Что влечёт их друг к другу? Именно их? Любовь? Как-то избито звучит. И вот "Бегущий за ветром для меня" как раз созвучен "Киму" - этим вот чувством, вопросом о отношениях, влечением - которое непонятно, неописуемо, неизвестно когда появляется и с чем связано. Кроме того, там замечательно выписана тема искупления - наверное, у каждого из нас в жизни есть нечто такое, что хотелось бы изменить, вернуться в прошлое и изменить, да невозможно. А эта книга даёт хотя бы виртуально такой шанс, показывает, что кому-то удалось исправить, изменить казалось бы непоправимое. И вот, на мой взгляд, история, начавшаяся с желания поправить непоправимое, искупить некогда совершённое, переходит как раз к тому чувству, которое необъяснимо - к этому-самому влечению. Трудно понять, как кстати и в жизни, когда оно начинается, почему оно начинается. Но оно появляется, и этот далёкий мальчик, сын Хасана, его племянник внезапно становится тем человеком, ради которого хочется свернуть горы. Хотелось бы в идеале и ответного чувства, но часто ли так бывает в жизни? А? Да и в этом, постыдном для всех влечении ведь тоже трудно признаться да и описать его практически невозможно. Вот такой, несколько романтический взгляд у меня на эту книгу.
    13.01.18 08:10
  • Морев В
    Ой как же я согласен с админом...Надо же так полно выразить то о чем я всегда размышлял, да не высказал. К сожалению так и не прочитал "Кима", но " Бегущий" произвел на меня очень сильное впечатление,очень. Правда, не хочется его пересматривать. Есть фильм по произведению, вот он такого впечатления не вызвал. Так же как когда то "Человек без лица". Спасибо админу за то что он познакомил меня с произведением. Так пусть в нас останутся те ощущения, чувства, с которыми не хочется расставаться. Извините за некую сумбурность) Ну и большой личный привет Аполлону !
    13.01.18 16:07
  • © COPYRIGHT 2018 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

     

     
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     

    гостевая
    ссылки
    обратная связь
    блог