Бюст Антиноя (130–138 гг.) из Национальном музее изящных искусств Рио-де-Жанейро, Бразилия
(лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος)
приблизительно 20 ноября 110 - 30 октября 130 (17-20)
греческий мальчик/юноша, фаворит и возлюбленный римского императора Адриана, обожествленный после своей смерти.
Исследователи отмечают, что о жизни Антиноя практически ничего не известно, поскольку имеющиеся исторические источники кратки и относятся ко времени уже после его смерти.
Предполагается, что Антиной родился в греческой семье в городе Клавдиополе в римской провинции Вифиния (северо-запад Малой Азии - нынешняя территория северо-западной Турции). Год его рождения точно неизвестен, хотя предполагается, что это произошло, вероятно, между 110 и 112 годами нашей эры. Ранние источники сообщают, что его день рождения был в ноябре, но точная дата не известна. Ройстон Ламберт, один из биографов Антиноя, утверждал, что это, по-видимому, случилось 27 ноября. Учитывая место его рождения и его внешний вид, вполне вероятно, что часть его предков не были греками. Предположительно, его родители либо занимались сельским хозяйством, обладая землёй, либо были мелкими ремесленниками или торговцами, из не из очень состоятельных слоев общества. Хотя многие историки эпохи Возрождения и после утверждали, что Антиной был рабом, только один из примерно пятидесяти ранних источников подтверждает это. Но подобная возможность маловероятна, поскольку обожествление бывшего раба в римском обществе вызвало бы большие волнения.
У имени «Антиной» есть разные возможные происхождения; возможно, он был назван в честь персонажа Антиноя, одного из женихов Пенелопы из эпической поэмы Гомера «Одиссея». По другой версии ему был дан мужской эквивалент имени Антинои, женщины, которая являлась одним из основателей Мантинеи, города, который, вероятно, имел тесные отношения с Вифинией.
Предположительно, Антиной в детстве получил базовое образование, его научили читать и писать.
Брак императора Адриана с Сабиной был несчастливым, заключенным по политическим мотивам, и нет достоверных доказательств того, что он когда-либо проявлял сексуальное влечение к женщинам, в отличие от многих надежных ранних свидетельств того, что его сексуально влекло к мальчикам и юношам. На протяжении веков сексуальные отношения между мужчиной и мальчиком были социально приемлемыми среди свободных граждан Греции, при этом старший, эраст («любовник» в возрасте от 20 до 40 лет) вступал в сексуальные отношения с эроменом («любимым» в возрасте от 12 до 18 лет) и играл ключевую роль в образовании последнего. Подобный общественный институт педерастии не был присущ римской культуре, хотя к началу II века бисексуальность была социально принята в некоторых высших эшелонах римского общества.
слева: статуя Антиноя (из Дельф); мрамор, изготовлена во времена правления Адриана (117–138 гг.)
справа: мраморный рельеф 130–138 гг., изображающий Антиноя в образе Диониса или Сильвана, собирающего виноград
Император Адриан во время своего правления проводил много времени, путешествуя по империи, и прибыл в Клавдиополь в июне 123 года, когда, вероятно, впервые встретил Антиноя, которому на тот момент было около 13 лет (или меньше). Учитывая личность Адриана, считается маловероятным, что они стали любовниками в этот момент; предполагается, что Антиной, вероятно, был выбран для отправки в Италию, где, вероятно, обучался в имперском педагогиуме Целийского университета. Тем временем Адриан продолжал путешествовать по Империи, вернувшись в Италию только в сентябре 125 г., и поселившись на своей вилле в Тиволи.
По предположениям историков, где-то в этот период Андриан и Антиной стали любовниками, а мальчик стал фаворитом императора, оказавшись в его личной свите.
Ранние источники ясно указывают, что отношения между Адрианом и Антиноем были сексуальными. За всё время их отношений нет никаких доказательств того, что Антиной когда-либо использовал свое влияние на Адриана для личной или политической выгоды. Известно, что Адриан считал Антиноя умным и мудрым, и что у них имелась общая страсть к охоте, считавшейся особенно мужественным занятием в римской культуре. Известно, что Адриан написал как автобиографию, так и эротические стихи о своих фаворитах; поэтому вполне вероятно, что он писал об Антиное, но все труды Андриана считаются утерянными. Споры вокруг отношений между Адрианом и Антиноем связаны с отсутствием дошедших до нас свидетельств того, где находился Антиной в период с 123 по 130 год нашей эры. Первое упоминание об Антиное происходит от в поэме Панкрата «Охота на львов» 130 года. Единственное веское имеющееся доказательство, которое весьма относительно позволяет предположить возраст Антиноя — обелиск Пинчиана. На западной стороне рельефа имеется изуродованная фраза, в которой говорится, что «он вырос красивым юношей». Вероятно, Антиной уже был эфебом, когда встретил Адриана. Многие ученые полагают, имея косвенные доказательства, что отношения Адриана и Антиноя длились примерно три года с 127 по октябрь 130 года, до гибели Антиноя.
Тондо, изображающее охоту Адриана на льва в сопровождении
Антиноя. Арка Константина, Рим, Италия >>>
В марте 127 года Адриан —уже в сопровождении Антиноя — путешествовал по сабинской области Италии, Пицену и Кампании. В апреле 128 году он заложил фундамент храма Венеры и Рима в Риме во время ритуала, где его вполне мог сопровождать Антиной. Оттуда Адриан отправился в путешествие по Северной Африке, во время которого его сопровождал Антиной. В конце 128 года Адриан и Антиной высадились в Коринфе и направились в Афины, где оставались до мая 129 года и их сопровождали императрица Сабина, братья Цезернии, частые спутники императора; и Педаний Фуск Младший (внучатый племянник Адриана). Именно в Афинах в сентябре 128 года они присутствовали на ежегодных празднованиях Великих Элевсинских мистерий, где Адриан был посвящен в иерофанты [жрецы] в Телестерионе. Общепризнано, хотя и не доказано, что Антиной также был посвящён в жрецы в тоже время. Оттуда они направились в Малую Азию, обосновавшись в Антиохии в июне 129 года, где пребывали в течение года, посетив Сирию, Аравию и Иудею. Затем они направились в Египет. Прибыв в Александрию в августе 130 года, они посетили саркофаг Александра Македонского. Несмотря на то, что Адриана приветствовали публичными восхвалениями и церемониями, некоторые назначения и действия Адриана разозлили эллинскую элиту города, которая начала сплетничать о его сексуальных отношениях, в том числе с Антиноем. Вероятно, в сентябре 130 года Адриан и Антиной отправились на запад, в Ливию, где услышали о марусском льве, доставляющем проблемы местным жителям. Они выследили льва, и, хотя точные события остаются неясными, очевидно, что Адриан спас жизнь Антиною во время их столкновения со зверем до того, как сам зверь был убит. По легенде из крови убитого животного вырос лотос. Адриан широко оповестил об этом событии, отлив бронзовые медальоны, заставив историков написать об этом событии, поручив Панкрату написать поэму, и создав тондо с изображением этого события, которое позже было помещено на Арку Константина. При взгляде на это тондо становилось ясно, что Антиной был уже не юношей: он стал более мускулистым и волосатым, вполне вероятно, что его отношения с Адрианом могли измениться.
В конце сентября или начале октября 130 года Адриан и его свита, в том числе Антиной, собрались в Гелиополе, чтобы отправиться вверх по течению в составе флотилии по реке Нил. В свиту входили чиновники, префект, командующие армией и флотом, а также литераторы и ученые. Возможно, к ним также присоединился Луций Элий Цезарь, молодой аристократ, которого Антиной мог счесть своим соперником. На пути вверх по Нилу они остановились в Гермополисе Великом, главной святыне бога Тота. Вскоре после этого, в октябре 130 года – примерно во время праздника Осириса – Антиной упал в реку Нил и, вероятно, утонул. Адриан публично объявил о его смерти, и вскоре по всей Империи распространились слухи о том, что Антиной был преднамеренно убит. Смерть Антиноя остается загадкой по сей день; существуют различные гипотезы.
Одна из гипотез гласит, что он был убит в результате заговора при дворе. Однако это считается маловероятным потому, что отсутствуют любые подтверждающие подобное исторические свидетельства, а также из-за того, что сам Антиной, по-видимому, не имел большого влияния на Адриана, а это означает, что убийство не имело бы большого смысла.
Некоторые ученые предполагают, что Антиной мог быть убит самим Адрианом либо в попытке последнего восстановить свое здоровье (император несколько лет болел, и болезнь не могли определить), либо во время спора между ними. Элизабет Спеллер, один из биографов Адриана, отмечает, что вторая гипотеза согласуется с хорошо задокументированными приступами гнева и бешенства императора. Тем не менее, большинство ученых отвергают идею о том, что Адриан убил своего возлюбленного, судя по его непреодолимой скорби по поводу смерти Антиноя.
Ещё одна гипотеза гласит, что Антиной умер во время добровольной кастрации в попытке сохранить свою молодость и, следовательно, свою сексуальную привлекательность для Адриана. Однако это маловероятно, потому что Адриан считал и кастрацию, и обрезание мерзостью, а Антиною на момент смерти было от 17 до 20 лет, и любая подобная операция не имела бы смысла.
Четвертая гипотеза состоит в том, что смерть была случайной, возможно, Антиной находился в состоянии алкогольного опьянения. Согласно ныне утерянным мемуарам, сам Адриан считал так.
Согласно ещё одной гипотезе Антиной совершил добровольное человеческое жертвоприношение, став ритуальной жертвой, дабы магическим образом предотвратить смерть Адриана, предсказанную императору жрецами или врачами. Самое раннее из сохранившихся свидетельств подобного исходит из сочинений Диона Кассия, написанных спустя 80 лет после события, хотя впоследствии это было повторено во многих более поздних источниках. В Римской империи II века была широко распространена вера в то, что смерть одного может омолодить или вылечить другого; Адриан много лет болел; Антиной мог пожертвовать собой, полагая, что Адриан выздоровеет. Если бы это было правдой, Адриан мог не раскрывать причину смерти Антиноя, чтобы не показаться слабым: ни физически, ни политически. И наоборот, против этой возможности говорит тот факт, что Адриан не любил человеческие жертвоприношения и ужесточил законы против них в Империи.
И последняя гипотеза: юноша совершил самоубийство в приступе меланхолии или из-за того, что его любовь считалась обществом недопустимой (как таковая или из-за достижения им возраста, когда согласно греческой традиции она должна была прекратиться).
Бюсты Адриана (слева) и Антиноя (справа). Британский музей, Лондон, Великобритания
Адриан был опустошен смертью Антиноя, современники свидетельствовали, что он «плакал, как женщина». В Египте местное духовенство немедленно обожествило Антиноя, отождествив его с Осирисом из-за способа смерти. В соответствии с египетским обычаем, тело Антиноя, вероятно, было забальзамировано и мумифицировано жрецами - длительный процесс, который может объяснить, почему Адриан оставался в Египте до весны 131 года. Находясь там, в октябре 130 года Адриан также провозгласил Антиноя божеством и объявил, что на месте его смерти в память о нем следует построить город, который будет называться Антинополь.
Существуют споры относительно места захоронения Антиноя.
Одни считают, что его тело было помещено в мемориальном храме в Антинополе. Другие учёные предполагают, что он был погребён на вилле Адриана около Рима, где был найден обелиск с египетскими иероглифами. Сохранившийся обелиск содержит надпись, убедительно свидетельствующую о том, что тело Антиноя было захоронено в загородном поместье Адриана, на вилле в Тиволи, в Италии.
Некоторые исследователи в связи с обожествлением Антиноя проводят параллель с аналогичным жестом основателя эллинизма Александра Македонского после смерти его друга и вероятного любовника Гефестиона. История трагической гибели прекрасного юноши, обожествлённого после смерти, имеет параллель с греко-римскими мифами о Гиацинте, Ганимеде, Нарциссе и тем самым укрепила культ Антиноя, тем более что эти легенды повествовали об однополой чувственности.
Адриан основал город Антинополь недалеко от места смерти Антиноя, на месте Хир-ве, в Египте. Все предыдущие постройки были снесены и заменены, за исключением Храма Рамзеса II. У Адриана также имелись политические мотивы для создания Антинополь, который должен был стать первым эллинским городом в регионе Среднего Нила, служившим оплотом греческой культуры на территории Египта.
Адриан также основал игры в память об Антиное, которые должны были проходить как в Антинополе, так и в Афинах. Известные как Антинойя, они будут проводиться ежегодно в течение нескольких столетий, считаясь самыми важными в Египте. Эти мероприятия включали спортивные соревнования, гонки на колесницах и конях, а также художественные и музыкальные фестивали с призами, включая гражданство, деньги, жетоны и бесплатное пожизненное обслуживание.
Неясно, искренне ли верил Адриан, что Антиной стал богом. У него также могли быть политические мотивы для создания организованного культа, поскольку тот закреплял политическую и личную лояльность конкретно к нему. В октябре 131 года Адриан отправился в Афины, где в 131-132 годах основал Панэлленион - попытку воспитания сознания греческой идентичности, желая подорвать вражду, присущую греческим городам-государствам, и способствовать поклонению древним богам. Будучи греком, Антиной как бог помогал делу Адриана в этом, представляя собой символ общеэллинского единства. В Афинах Адриан также учредил праздник Антинойя, который должен был проводиться в честь Антиноя в октябре. Придворные астрономы выделили на небе новое созвездие «Антиной» близ Млечного Пути у созвездия Орла. Согласно легенде, оно появилось в результате вознесения на небо души погибшего юноши. Соседство созвездий Орла и Антиноя ассоциировало образ последнего с греческим мифом о Ганимеде, считавшегося возлюбленным Зевса.
Поклонение Антиною оказалось одним из самых устойчивых и популярных культов обожествленных людей в Римской империи, и события, проходящие в его честь, продолжались еще долго после смерти Адриана. Культ Антиноя просуществовал вплоть до III века.
Культ Антиноя никогда не был таким большим, как культы хорошо зарекомендовавших себя божеств, вроде Зевса, Диониса, Деметра или Асклепия, и даже не был таким большим, как культы, набиравшие популярность в то время, типа Исида или Сераписа. Он также был меньше, чем официальный имперский культ самого Адриана. Но тем не менее, он быстро распространился по всей Империи: следы культа были обнаружены по меньшей мере в 70 городах. Культ был наиболее популярен в Египте, Греции, Малой Азии и на побережье Северной Африки, но большая община верующих существовала в Италии, Испании и северо-западной Европе. Артефакты в честь Антиноя были найдены на территории от Британии до Дуная.
Хотя принятие культа Антиноя в некоторых случаях было сделано для того, чтобы угодить Адриану, факты ясно показывают, что культ также был по-настоящему популярен среди различных социальных классов Римской Империи. Археологические находки указывают на то, что Антиною поклонялись как в общественных, так и в частных условиях. В Египте, Афинах, Македонии и Италии детей называли в честь божества. Частично привлекательность культа заключалась в том, что Антиной сам когда-то являлся обычным человеком, и, таким образом, был более близок, чем многие другие божества. Однако также возможно, что его культ заимствовал силу из параллелей между Антиноем и красивыми юными бессмертными мужчинами из греко-римского пантеона, такими как Аполлон, Дионис и Сильван, а также смертными юношами и мальчиками, любимыми богами в классической мифологии типа Ганимеда, Гиласа, Гиацинта и Нарцисса, и образы чувственного юноши вызывали воображаемые эротические связи между ним и его поклонниками.
Культ подвергался осуждению как со стороны некоторых язычников, так и ранних проповедников христианства. Критики считали культ Антиноя отражением морального разложения, похоти, мистического суеверия и безумия Адриана. Видя в культе кощунственного соперника христианства, они настаивали на том, что Антиной был простым смертным, и осуждали его сексуальные отношения с Адрианом как аморальные.
В IV веке многобожие в Римской империи было окончательно запрещено в пользу христианства.
Обожествление императоров и близких им людей было обычной практикой во II веке. В Риме культ фаворитов официально санкционировался Сенатом и был тесно связан с культом самого императора. Однако масштабы почитания Антиноя превзошли все подобные случаи; кроме того, его культ был учреждён без одобрения Сената и достиг беспрецедентных для римской истории масштабов. Императора критиковали за его огромное горе по поводу смерти Антиноя, особенно если учесть, что он отсрочил апофеоз собственной сестры Паулины, когда та умерла. Хотя культ Антиноя имел связи с имперским культом, он оставался отдельным и отличным от других.
Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусства. Благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжает считаться символом юношеской красоты и изящества. Адриан, вероятно, утвердил базовую модель подобия Антиноя для других скульпторов. Эти скульптуры были созданы в больших количествах между 130 и 138 годами; по оценкам, их примерно 2000, из которых сохранилось не менее 115. 44 были найдены в Италии, половина находилась на вилле Адриана, 12 были найдены в Греции и Малой Азии и 6 в Египте. Более 31 города Империи, большинство в Греции и Малой Азии, выпускали монеты с изображением Антиноя, в основном между 134–35 годами. Многие из них были предназначены для использования в качестве медальонов, а не валюты, некоторые имели специально проделанное отверстие, чтобы их можно было повесить на шею и использовать в качестве талисманов.
Обычный образ Антиноя - это подросток-эфеб примерно 17-20 лет. Р. Р. Р. Смит предполагает, что статуи Антиноя изображают его в возрасте смерти, и это «примерно от тринадцати до четырнадцати». Эфеб 17-19 лет изображался бы с лобковыми волосами, тогда как статуи Антиноя изображают его в предпубертатном возрасте «без лобковых волос и с гладкими поверхностями бедер в области паха». Что касается статуй Антиноя, изображающих его настоящий возраст, то следует помнить, что статуи являются художественными представлениями замысла своего творца. Если статуи выглядят юными - это может означать, что художник так представляет себе в своем воображении. Большинство художников и скульпторов никогда не видели Антиноя и основывали свои работы на набросках и примерах. Если у статуй нет лобковых волос, вполне вероятно, что художник счел пучки волос непривлекательными.
Различные поклонники понимали Антиноя по-разному, отчасти из-за региональных и культурных различий. В одних надписях он идентифицируется как божественный герой, в других — как бог, а в-третьих — как божественный герой и бог. В Египте его часто понимали, как демона. Надписи указывают на то, что Антиной рассматривался в первую очередь как доброжелательное божество, которое могло быть обращено, чтобы помочь своим прихожанам и излечить их от недугов. Он также считался победителем смерти, его имя и изображение часто помещали в гробы. На западе Антиноя ассоциировали с кельтским богом-солнцем Беленосом.
Начиная с эпохи Возрождения, изображения Антиноя стали воспроизводиться в европейском искусстве. Скульптуры Антиноя начали воспроизводиться с 16 века; остается вероятным, что некоторые из этих современных образцов впоследствии были проданы как классические артефакты и до сих пор рассматриваются как таковые.
То, как Адриан брал Антиноя с собой в свои путешествия, держался рядом с ним в моменты духовного, нравственного или физического подъема, а после его смерти окружал себя его изображениями, показывает навязчивую тягу к его присутствию, мистико-религиозную потребность в его товариществе.
Предполагается, что Антиной был единственным человеком, наиболее тесно связанным с Адрианом.
На протяжении всей истории идут споры об отношениях между Адрианом и Антиноем. В книге Ройстона Ламберта «Возлюбленные и Бог» он пишет: «Но что касается центральных вопросов — истории Антиноя, его отношений с Адрианом и смерти — у нас немного больше информации, чем у самых ранних писателей». Многие из этих ранних писателей были предвзяты к Адриану, особенно из-за его отношений с Антиноем.
История любви Антиноя и Адриана приобрела статус культовой в гомосексуальной субкультуре с момента её зарождения.