<<< Weerts Jean-Joseph - Joseph Bara, 1882
30 июля 1779, Шато-де- Палезо — 7 декабря 1793, Жалле
14 лет
согласно мифологии Французской революции: юный герой, барабанщик, погибший в бою.
Его образ активно использовался патриотической пропагандой как эпохи Французской революции, так и более позднего времени.
Само имя Бара иногда называют новосочинённым. Неизвестно точное его написание (Bara, Barat, Barra, Barrat, Barras)
Девятый ребенок из десяти, Жозеф Бара - сын Франсуа Бара, егеря принца Конде, лорда Палезо, и Мари-Анн Ле Руа. Он был крещен 31 июля 1779 года в церкви Сен-Мартен в Палезо: его крестным отцом стал Франсуа Жозеф Мейри де ла Гранж, генеральный управляющий и налоговый поверенный принца Конде, его крестной матерью стала Жанна Грифф, жена крестного отца. Когда в 1784 году умер отец Барра, маленькому Жозефу было всего пять лет, и его семья считалась очень бедной. Осенью 1792 года мальчик (в 13 лет) просится в дивизию из Брессюира, которой командует генерал-адъютант Десмарр [Desmarres]. Последний считается покровителем юного Бара: отец Десмарра был капитаном охотников в замке Палезо, мать Барра прислуживала семьи Десмарр, а женщина из семьи Десмарр являлась крестной матерью сестры юного Жозефа. В то время в армиях было много детей на нестроевой службе, как правило, обслуживающих армию: возчики, слуги, посыльные, барабанщики и т. д..
Десмарр получает приказ занять Жалле, но к северу от Шоле 7 декабря 1793 года войска под его командованием оказываются застигнутыми врасплох вандейскими повстанцами [противниками революционного движения на западе Франции, преимущественно в Вандее]. Именно во время этой стычки, как считается, и был убит юный Жозеф Бара.
Десмарр отправляет отчет в военное министерство о героическом поведении мальчика и просит Конвент спасти его очень бедную семью. Это письмо, отправленное Десмарром в Конвент 8 декабря 1793 года является единственным справочным документом о смерти Жозефа Бары. Следовательно, подробности, добавленные позже, не имеют подтвержденной основы. По словам Десмарра, Жозеф Бара, доброволец 8- го гусарского полка, разделял все невзгоды и опасности войны и сражался как герой, потому он просит Конвент:
«Я молю о справедливости, гражданин министр, и Конвент, для семьи Джозефа Бара; слишком юного, но присоединившегося к войскам Республики, чтобы горячо служить им; этот ребенок сопровождал меня с прошлого года, верхом и снаряженный как гусар: вся армия с удивлением наблюдала, как тринадцатилетний ребенок сталкивается со всеми опасностями, всегда находясь во главе атакующей кавалерии; однажды она увидела, как его слабая рука обрушилась на двух разбойников, осмелившихся напасть на него. Этот великодушный ребенок, на которого вчера напали разбойники, предпочел погибнуть, чем сдаться и отдать им двух лошадей, которых вел с собой. Такой же добродетельный, как и храбрый, ограничивающий себя едой и одеждой, он все, что мог получить, передавал своей матери, покинув её с несколькими дочерьми и маленьким братом-калекой без какой-либо содержания. Я прошу Конвент не оставлять эту несчастную мать в ужасе бедности; она живет в муниципалитете Паласеа в районе Версаля».
Таким образом, именно Десмарр стоит у истоков республиканского мифа о Бара. Эксплуатируя смерть ребенка, превращая его в героя и республиканского мученика, он стремится предать забвению бездарность своего командования, что не никак не помешало ему оказаться на эшафоте.
Первое письмо читается и обсуждается в Конвенте 25 фримера 2 года [15 декабря 1793 года]. Конвент немедленно назначает пенсию матери Бары. Это письмо трогает Робеспьера, который на заседании Конвента 8 нивоза 2 года [28 декабря 1793 года] произносит речь, в которой, прославляет доблесть юного солдата:
«Среди прекрасных действий, имевших место в Вандее и посвященных войне за свободу против тирании, вся нация должна выделить действия молодого человека, матерью которого уже занимается Конвент. Я говорю о Барра, 13-летнем молодом человеке, совершившем чудеса в Вандеи. В окружении разбойников, которые, с одной стороны, принесли ему смерть, а с другой заставляли его крикнуть «Да здравствует король!» Он умер с криком «Да здравствует Республика!». Этот ребенок содержал на своём жаловании свою мать, деля заботы между сыновней любовью и любовью к Отечеству. Невозможно выбрать более прекрасный пример, более совершенный образец, чтобы пробудить в молодых сердцах любовь к славе, Отечеству и добродетели и приготовить чудеса, которые будет управлять зарождающимся поколением. Оказывая почести юному Барра, вы награждаете его всеми добродетелями, героизмом, отвагой, сыновней любовью, и любовью к Отечеству.
Только у французов есть 13-летние герои, именно свобода рождает людей с таким замечательным характером. Вы должны представить этот образец великодушия и нравственности всему французскому народу и всем народам; французам, потому они стремятся приобрести аналогичные добродетели и придают большое значение титулу французского гражданина; другим народам, потому что они отчаялись покорить народ, у которого есть герои в таком нежном возрасте.
Я прошу, чтобы Барра был удостоен почестей Пантеона, чтобы этот праздник был незамедлительно отмечен с помпой, аналогичной его цели и достойной героя, которому мы его посвещаем. Я прошу, чтобы гении искусства достойно описали эту церемонию, в которой должны быть представлены все достоинства, и чтобы Давиду было специально поручено использовать свои таланты для украшения этого праздника».
Здесь, как и во многих речах Робеспьера, можно найти намёки на спартанский идеал: для Робеспьера смелость, проявленная Жозефом Бара, напоминает смелость юношей греческого города Спарта.
Бертран Барер [Bertrand Barère или Barère de Vieuzac, 1755 - 1841, политик Французской революции и правовед], в свою очередь, предложил отпечатать гравюры с изображением подвига Бара и разослать во все начальные школы Франции. Оба предложения были приняты Конвентом; знаменитому художнику Жаку-Луи Давиду было поручено написать картину, которая послужила бы основой для гравюр.
Узнав о решении Конвента почтить память Джозефа Бара, Десмарр пишет второе письмо в Конвент, которое было прочитано там 26 нивоза 2 года [15 января 1794 года], и в котором описывается сцена гибели Бары:
«Спешившись, держа за узду двух коней и отвечая им: «А вам [нецензурное слово] разбойники, это командирский конь и мой! Вот так!..»
Именно эти многократно повторяемые слова принесли ему смерть».
Основываясь на вышеперечисленном, Шарль Мулли [Charles Mullié, французский биограф и историк, известный отсутствием исторической объективности] в своей книге «Référence : Biographie des célébrités militaires des armées de terre et de mer de 1789 à 1850 (Mullié) / Биографии военных знаменитостей сухопутных и морских армий с 1789 по 1850 годы», изданной в 1852 году, описывает, как Жозефа Бара ударили саблей в лоб в рукопашной схватке, и он упал и умер, прижимая к сердцу трехцветную кокарду. По его словам, такая смерть показалась настолько героической для ребенка обычно беззаботного возраста, увлеченного играми, что генерал Десмарр решил сообщить об этом Конвенту.
Но в сообщении о потерях 14-го парижского батальона, известного как Республика, ранее принадлежавшего пикинёрам, отмечено, что Альбер-Франсуа-Жозеф Бара, «артиллерийский возчик, был ранен в левое колено» 7 декабря 1793 года у замка Жалис [château de Jalès].
Защиту армейских лошадей от воров, которые его зарезали, роялисты [сторонники короля] представили как мародёрство, назвав Бару схваченным «маленьким мародером». Но, чтобы не сделал Бара, он погиб не в сражении. По словам самого Десмарра, Бара, который «вел в поводу двух лошадей», был «окружен» вандеями и погиб. Однако точные обстоятельства смерти Бары неизвестны.
Юный солдат за считанные недели сделался символом героизма и беззаветной любви к республике, вызвав вполне искренний энтузиазм среди молодёжи. В честь Бара устраивались праздники, писались стихи и оперы, сочинялись песни, ваялись скульптуры и писались картины, массово печатались гравюры с его изображением. Перенос тела Бара в Пантеон так и не состоялся, вероятно, из-за падения Робеспьера. В революционную эпоху культ Бары ограничился двумя годами: после термидора [термидор - месяц нового республиканского календаря, а также термидорианский переворот, в результате которого была ликвидирована якобинская диктатура и был положен конец Французской революции] уже не было и речи о чествовании героя, которого выдвинули Робеспьер и монтаньяры.
Культ Бара испытал новый расцвет во время Третьей республики [период в истории Франции с 4 сентября 1870 года по 10 июля 1940 года]; по некоторым предположениям, Бара повлиял на образ Гавроша. В школьных учебниках подвиг Бара то исчезает, то появляется циклически, вплоть до 1940 года. Как минимум, в 30 населённых пунктах имеется улица/бульвар/аллея/переулок, носящий имя Бара.
Загадка, почему на некоторых картинах и скульптурах юный Бара изображен в виде обнаженного эфеба. Возможно, это были попытки изобразить мальчика лишенным одежды врагами, но подобное выглядит весьма сомнительным.