Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
МАСТЕР БЕТТИ * MASTER BETTY
(1791 - 1874)

British school
William Henry West Betty, the 'Young Roscius' / Вильям Генри Вест Бетти, «Юный Росций», 1805

Уильям Генри Уэст Бетти, мастер Бетти /
William Henry West Betty, Master Betty

13 сентября 1791 года, Шрусбери - 24 августа 1874 года, Лондон

популярный мальчик-актер
начала девятнадцатого века,
известный как «Юный Росций».

Согласно легенде, отец мастера Бетти, фермер из Шропшира [графство на западе Англии], легкомысленно потратил свои деньги, в результате чего потерял большую часть своего наследства. Эта потеря, вероятно, способствовала крайней эксплуатации его сына.

 

Согласно легенде, Уильям Бетти впервые проявил свое стремление к актёрству в возрасте одиннадцати лет, когда в 1802 году его отец отвез мальчика в Белфаст на просмотр пьесы Ричарда Шеридана «Pizarro / Писарро» с Сарой Сиддонс в роли Эльвиры. Ее игра так вдохновила Уильяма, что он заявил: «Я обязательно умру, если не стану актёром». Отец познакомил сына с Майклом Аткинсом, менеджером Белфастского театра. После встречи с ребенком Аткинс сказал: «Я никогда не осмеливался предаваться надежде увидеть еще одного Гаррика [David Garrick/Дэвид Гарррик, 1717-1779, английский актёр, драматург, директор театра Друри-Лейн], но я увидел младенца Гаррика в Бетти».

Вскоре после встречи с Аткинсом, Бетти был поручен театральному суфлеру Томасу Хоку, чтобы тот мог направлять, обучать, и наставлять юного Уильяма для роли роли Османа в пьесе Вольтера «Zair / Зайр». Тем временем, в Ирландии случилось восстание, в результате чего театр в Белфасте был на время закрыт. Аткинс понимал, что ему потребуется что-то очень завлекательное, чтобы привлечь людей в театр, и он подумал об Уильяме. После тщательных репитиций решение было принято, и 11 августа 1803 года одиннадцатилетний Уильям Генри Уэст Бетти дебютировал в роли Османа. Его появление привлекло громадное количество зрителей, его выступление сочли безупречным и очень хорошо приняли.

Затем он сыграл роль Юного Норвала в пьесе «Дуглас» Джона Хоума. Эта роль подходила ему намного больше, поскольку тут он играл ребенка, и снова удивил театральную публику. Новости о мастере Бетти вскоре начали распространяться и в Европе.

Слава мастера Бетти добралась до Дублина, где отец Бетти провел переговоры с Фредериком Эдвардом Джонсом, менеджером театра на Кроу-стрит. Они договорились, и мастер Бетти снова появился в пьесе «Дуглас» в Королевском театре, где он дебютировал 28 ноября 1803 года. Там он сыграл Фредерика в пьесе «Клятва влюблённых» Елизаветы Инчбальд, главную роль Танкреда в пьесе «Танкред и Сигизмунда» Джеймса Томсона, и Гамлета Вильяма Шекспира. Говорят, что за три часа занятий он запомнил целиком роль Гамлета. Жители Дублина так хотели посмотреть на мастера Бетти, что гражданские власти продлили комендантский час для тех, кто посещал театр.

Затем, в 1804 году его родители вместе с тринадцатилетним Бетти отправились в турне по Шотландии и Англии, в котором его встречали громовыми аплодисментами, когда он повторял свою роль Юного Норвала в пьесе «Дуглас». Его выступления хорошо продавались, только за последние шесть вечеров он заработал почти 850 фунтов стерлингов. Джон Хоум, автор «Дугласа», пришел посмотреть на Бетти и заявил, что «считает это единственным спектаклем, в котором юный Норвал сыгран в соответствии с его концепцией персонажа». Став самой большой сенсацией Дублина и Белфаста, мастер Бетти был готов к покорению Лондона.

1 декабря 1804 года были вынуждены нанять охрану, чтобы справиться с восторженной толпой у дверей театра Ковент-Гарден, ожидавшей хотя бы мельком увидеть юную сенсацию. Некоторые стояли в очереди часами. Констебли находились и внутри театра, готовые остановить любой хаос. Как только двери были открыты, люди хлынули внутрь, чтобы найти места, создав огромный беспорядок. Эти события описывались так:

Крики и возгласы задыхающихся, толкающихся людей были ужасны. Велись битвы за места; охрана была отброшена, ложи захвачены. Духота стояла такой ужасной, что почти безжизненных людей поднимали и вытаскивали через ложи в вестибюли с окнами.

Мастер Бетти играл роль Селима в пьесе «Barbarossa or the Freedom of Algiers / Барбаросса или Свобода Алжира» Джона Брауна - имитации «Меропы» Вольтера. Мальчик не выходил на сцену до середины пьесы, но все равно был тепло принят публикой, включая принца Уэльского. Во второй вечер посетители устроили небольшой бунт, в результате которого многие зрители получили ранения. Здание театра на Друри-Лейн было также забито до отказа, а сам мастер Бетти поучил беспрецедентную для того времени оплату в 75 гиней за вечер выступления.

Его актёрское мастерство некоторыми превозносилось выше талантов Гаррика и Кина [Edmund Kean/Эдмунд Кин, 1787-1833, выдающийся английский актёр].

Необычайный эмоциональный диапазон и зрелость выступлений дополнялись его физическим присутствием на сцене - «удивительно выразительным» лицом и «изящным» и «элегантным» телосложением, которое казалось почти приближенным к женской красоте. (!)

Сам Георг III представил мастера Бетти королеве, а Уильям Питт однажды отложил заседание Палаты общин, чтобы ее члены успели на его выступление.

Гонорары юной звезды постоянно повышались. Провинциальные театры ради того, чтобы пригласить к себе «Юного Росция», повышали цены на входные билеты. Например, объявление театра в Стамфорде в 1807 году гласило:

... Очень большие расходы на помолвку мастера Бетти вынуждают поднять цены на входные билеты.

Но, надо отдать должно, мастер Бетти щедро жертвовал на благотворительность.

Он оставил сцену семнадцатилетним в 1808 году, сыграв 13 ролей, для того чтобы поступить в колледж Христа в Кембридже. Был женат, имел сына. После окончания учебы жил с семьей в деревне, обретя финансовую обеспеченность.

Его снова пригласили в Ковент-Гарден в 1812 году. Он прибыл в Лондон в понедельник, 26 октября, его первым появлением должен была стать роль Ахмета в пьесе «Barbarossa or the Freedom of Algiers / Барбаросса или Свобода Алжира» Джона Брауна. Критики высмеяли его игру, написав больше о его прежней карьере мальчика-актера, чем о его игре в возрасте 21 года.

Бетти больше не выступал в Лондоне. Девять лет спустя он снова попытался вернуться, но потерпел неудачу. Затем он попытался покончить жизнь самоубийством, но также потерпел фиаско. Он бросил актерское мастерство в 1824 году.

Остаток своей жизни Бетти посвятил работе на ниве театральной благотворительности.

 

 

© COPYRIGHT 2021 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог