Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
КУГАН Джекки * COOGAN Jackie

«Джекки» Джон Лесли Куган / «Jackie» John Leslie Coogan
26 октября 1914 — 1 марта 1984 (69)

«Джекки» Джон Лесли Куган
«Джекки» Джон Лесли Куган Считается первым в мире мальчиком-кинозвездой, прославившимся в эпоху немого кино.

Родился в семье профессиональных актёров, Джона Генри Кугана-младшего и Лилиан Риты (Долливер) Куган, имел младшего брата, Роберта Энтони.

Куган появился в своем первом фильме «Skinner's Baby / Ребенок Скиннера» (1916), когда ему было 18 месяцев. Там он не указан в титрах.

В 1918 году американское общество было встревожено появлением нового танца «Шимми». Танец был настолько раскованным, что общество разделилось на сторонников и противников нового танца, между которыми шло активное противостояние. Некоторые штаты даже ввели запрет на этот танец. Однако несмотря на напряжённость в обществе, танец продолжал завоёвывать популярность. Джекки также был обучен элементам этого танца. Точно неизвестно, планировал ли Джон представить зрителям своего сына или это решение вышло спонтанным, но однажды, когда Джекки было 4 года, его отец после окончания номера вышел на вызовы зала вместе с ним. Джекки станцевал «Шимми». Зрителям очень понравился выход Джекки, и его отцу было предложено включить Джекки в номер за дополнительную оплату. Воодушевлённый этим предложением, отец Джекки решил разнообразить выступление своего сына, и даже подобрал ему речь Дэвида Уорфилда из постановки «The Music Master». С этого момента Джекки стал полноправным участником сцены и по возможности выступал вместе с родителями.

В июле 1919 года постановка «An Intimate Revue», дала своё очередное выступление в Оперном театре Лос-Анджелеса. Как и во время выступления в Сан-Франциско, Джекки вывели на сцену, где он прочитал свою речь и исполнил танец шимми. В этот день среди зрителей оказался Чарли Чаплин, который как раз искал вдохновение для своего нового фильма. Чаплин подробно описал в своей автобиографии, как состоялось его знакомство с Джекки:

…Чтобы отвлечься, я пошёл в «Орфеум». Там выступал какой-то танцор-эксцентрик, ничем особенным не отличавшийся. Закончив номер, он вывел на сцену своего четырёхлетнего сына. Мальчик поклонился публике вместе с отцом, а потом вдруг сделал несколько забавных движений, посмотрел на зрителей, помахал рукой и убежал. Публика была в восторге, и мальчику пришлось снова выйти на сцену. На этот раз он исполнил другой танец, который мог бы произвести неприятное впечатление, если бы не исполнитель. Но Джекки Куган был очарователен, и зрителям танец очень понравился. Что бы он ни делал, этот малыш, все в нём было очаровательно.

Появление на сцене маленького мальчика заставило Чаплина вспомнить своё детство, когда он был вынужден выходить на сцену, чтобы заработать денег.

Чарли Чаплин и Джекки Куган в фильме «The Kid / Малыш»
Чарли Чаплин и Джекки Куган в фильме «The Kid / Малыш»

Чарли Чаплин пригласил мальчика в свой фильм «The Kid / Малыш», который принес мальчику международную известность. Но, прежде чем начать работу над этим фильмом, Чаплин решил проверить способности Джекки, задействовав его в небольшой роли в своём новом фильме «A Day's Pleasure / Удовольствия дня» (1919). Родители Джекки дали Чаплину своё согласие, и вскоре начались съёмки, в процессе которых Чаплин убедился, что Джекки обладает не только талантом, но и харизмой, а также великолепными способностями мима, что было крайне необходимо для актёров немого кино.
Съёмки фильма, изначально получившего название «Беспризорный» (Waif), начались в июле 1919 года. Этот фильм должен был стать очередной работой Чаплина в рамках его контракта с «First National». Контракт на съёмки Джекки в этом фильме был заключён с его отцом, который также должен был сняться в фильме в небольшой роли. Согласно условиям контракта, Чаплин должен был платить Джекки $75 в неделю, а его отцу — $125. Однако уже в процессе работы над фильмом Чаплин переименовал его в «Малыш», поскольку роль Джекки по сюжету оказалась более значимой, чем он предполагал изначально. Чаплин настолько увлёкся съёмками, что нарушил все возможные сроки сдачи работы, и его контракт со студией «First National» оказался под угрозой расторжения. Студия все же дала Чаплину дополнительное время на завершение фильма, когда увидела процесс съёмки и игру Джекки.

Потом он сыграл в фильме: «Peck's Bad Boy / Шалопай Пека» (1921). Затем продюсерами было решено практически полностью отказаться от юмористической составляющей, и новые фильмы с участием Джекки стали преимущественно грустными драмами со счастливым концом. Это решение сделало фильмы более успешными, а Джекки заслужил звание «великого трагического героя». Он сыграл в следующих фильмах:
«My Boy / Мой мальчик» (1921), «Trouble / Проблема» (1922), «Oliver Twist / Оливер Твист» (1922), «Daddy / Папочка» (1923), «Circus Days / Дни цирка» (1923), «Long Live the King / Да здравствует король» (1923), «A Boy of Flanders / Мальчик из Фландрии» (1924), «Little Robinson Crusoe / Маленький Робинзон Крузо» (1924), «Old Clothes / Старая одежда» (1925), «The Bugle Call / Зов горна» (1927), «Tom Sawyer / Том Сойер» (1930) и «Huckleberry Finn / Гекльберри Финн» (1931). Последние два были сняты «Paramount Studios» (совр. название «Paramount Pictures») и являлись звуковыми. Во время действия этого контракта Джекки зарабатывал $7500 в неделю. Однако особого интереса у зрителя эти фильмы не вызвали, несмотря на высокую популярность одноимённых романов.
Полная фильмография Джекки Кугана тут.

Джеки Куган и Эдуард Требаол в фильме «Оливер Твист», немецкая открытка, 1922
Джеки Куган и Эдуард Требаол в фильме «Оливер Твист», немецкая открытка, 1922

В 1923–1924 годах он зарабатывал 22 000 долларов в неделю и получал 60 процентов прибыли от своих картин.
Вершиной успеха для Джекки стал 1923 год, когда его родители подписали рекордный по тем временам контракт на полтора миллиона долларов с киностудией «Metro Pictures». Чтобы иметь возможность беспрепятственно распоряжаться этими деньгами, родители Джекки впервые в истории американской юридической системы оформили на это письменное разрешение. Джекки Куган был также одним из первых кинобрендов и киноидолов Голливуда, имя и образ которого успешно использовались для рекламы и увеличения продаж товаров: игрушек, книг, кондитерских изделий, одежды, школьных принадлежностей. Всего было выпущено около 60-ти наименований различных товаров. Самым большим спросом пользовались кепки и куклы.

Джекки Куган; немецкая открытка; Ross Verlag, Berlin
Джекки Куган; немецкая открытка; Ross Verlag, Berlin, No. 923/2. Часть благотворительного турне Кугана по Европе в 1924 году

Популярность Джекки использовалась также и в благотворительных целях. Родителям Джекки постоянно поступали просьбы пожертвовать ту или иную сумму на различные социальные проекты. В 1922 году «Near East Foundation» предложила задействовать Джекки в своих кампаниях по сбору гуманитарной помощи. Образ «маленького бродяги», который продолжал быть ведущим в фильмах Джекки, должен был привлечь внимание общественности к проблемам голодающих детей Востока. В то же время само участие Джекки в этих кампаниях могло увеличить интерес к нему самому. Родители согласились, и с этого момента большинство мест, где демонстрировались фильмы Джекки, превратились в пункты сбора гуманитарной помощи, а входным билетом на очередной сеанс стала банка сухого молока.

В возрасте 10 лет Джекки поступил в «Городскую Военную Академию / Urban Military Academy» - единственную частную школу в Калифорнии, где обучались многие дети из известных и обеспеченных семей. Учёба в школе осуществлялась на основе полного пансиона, поэтому Джекки возвращался домой только на выходные, а сниматься в кино мог только во время каникул.

В 1930-х годах, по мере взросления, интерес к актёру стал стремительно падать. К этому моменту его суммарный доход от съёмок в кино составил более двух миллионов долларов. В результате инвестиций этих денег, осуществлённых его родителями, эту сумму удалось увеличить практически в два раза, и Джекки был признан одним из самых юных миллионеров в истории Калифорнии. Однако его мать с отчимом растратили практически все эти деньги в годы Великой депрессии, не желая признать завершение его карьеры в качестве высокооплачиваемого актёра и продолжая жить на широкую ногу.
В 1935 году оказался единственным выжившим в автокатастрофе, в которой погибли его отец и еще трое.

В 1938 году он подал в суд на свою мать и отчима (своего бывшего бизнес-менеджера) только для того, чтобы узнать, что его родители растратили практически все его многомиллионное состояние. Однако по законам того времени Джекки не имел права на деньги, заработанные в детстве, вследствие чего ему удалось вернуть лишь небольшую их часть - примерно около 126 000$. Ситуация, в которой оказался Джекки, послужила поводом к полному пересмотру сложившегося положения относительно эксплуатации детского труда в кино и других сферах жизни. В законодательство штата Калифорния было внесено множество дополнений, а самым значимым событием стало создание нового закона, направленного на защиту капитала ребёнка-актёра («California Child Actor’s Bill»).

В марте 1941 Джекки решает отправиться на военную службу, чтобы хоть как-то решить свои финансовые проблемы. Но Голливуд не спешил жертвовать известными именами. Чтобы попасть на службу, Джекки пришлось заручиться поддержкой одного из своих знакомых. Его принимают санитаром в Медицинский корпус, а через некоторое время он по своему желанию будет переведён в Корпус Военно-воздушных сил. Это стало возможным, так как Джекки в подростковом возрасте окончил военную академию и потом получил лицензию пилота. Здесь он усовершенствует свои знания и навыки в области лётного дела, а также получит звание лётного офицера. После этого Джекки работал преподавателем лётного дела и служил в Бирме добровольцем Первой воздушно-десантной группы. Во время операции в Бирме в марте 1944 года он стал первым пилотом планера, высадившим войска на небольшой поляне в джунглях в 100 милях (160 км) в глубине японских позиций, за что был позже награждён Воздушной медалью США за особые заслуги. Он завершил военную службу в 1945 году в звании лейтенанта.

После военной службы он вернулся в кино и снимался в незначительных ролях, преимущественно в телесериалах и в низкобюджетных фильмах. В 1964 году он вновь напомнил о себе благодаря роли дяди Фестера в популярном телесериале 1960-х годов «Семейка Аддамс».

Куган был женат четыре раза и имел четверых детей.

Джекки скончался 1 марта 1984 года в возрасте 69 лет от инфаркта. Похоронен на кладбище Святого креста в Калвер-сити, в штате Калифорния.

© COPYRIGHT 2023 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог