Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
МАНГАЗЕЙСКИЙ Василий
ок.1588 (по другим данным, ок.1583) - ок.1602 (14-19 лет)

Василий Мангазейский сибирский первомученик, святой Русской православной церкви.

 

Жизнеописание Василия Мангазейского известно по житию, сохранившемуся в пяти редакциях, происхождение которых связано с Туруханским Троицким монастырём. Древнейшая из редакций относится к 1670-1676 годам и была написана при участии иеромонаха Тихона, перенёсшего в 1670 году мощи Василия в Туруханский монастырь, последняя - написана в середине XIX.

Согласно житию, Василий был сыном ярославского торговца Фёдора, который отдал своего сына в работники купцу, отправившемуся для торговли в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири, который в конце XVII века прекратил своё существование. Мальчик с раннего детства всё своё свободное время проводил либо в церкви, либо дома в молитве. Однажды, когда Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, воры ограбили лавку его хозяина, и купец обвинил мальчика в соучастии. Купец пытался добиться от Василия признания, избивал его, но мальчик отрицал свою вину. Тогда его привели к городскому воеводе С. Пушкину, который подверг Василия пыткам, от которых тот и скончался.

Другие варианты жития:
Василий погиб из-за того, что воевода ударил его в висок связкой ключей;
Василий «пострада за целомудрие»
(из «Описания о российских святых», конец XVII—XVIII века),
на основе этого в середине XIX игуменом Туруханского монастыря Илиодором была написана последняя редакция жития Василия, сообщающая, что мальчик отверг сексуальные домогательства купца, и тот в отместку обвинил Василия в воровстве.


Собственно, святым он был признан не за раннюю мученическую смерть, а за якобы исцеления, происходящие возле его останков [мощей].


Гроб с телом мальчика закопали в болотистой низине рядом с приказной избой, где он был замучен. Поскольку место было «мокротным», спустя время положили доску для удобства прохода. В 1649 г. житель Мангазеи С. Ширяев увидел, что доска переломилась надвое, а из земли выступил наружу край гроба.
Вскоре появились сообщения об исцелениях, которые приписали мощам новоявленного угодника Божия, место погребения огородили, а в 1652 году возвели часовню. После этого начались регулярные службы святому Василию, что позволяет сделать вывод о его местной канонизации. Затем мощи перенесли в ближайший Туруханский монастырь. В середине XVIII века почитание Василия было прекращено, его мощи, по указанию архиерея, были зарыты в землю, и над ними была возведена часовня. В 1788 году обрыв, на котором стояла часовня, начал осыпаться, из земли снова показался гроб с мощами. Гроб опять вернули в церковь. В 1803 году в ходе эпидемии начались народные волнения, приписавшие болезнь отсутствию должного почитания святого. Об этом доложили в Святейший Синод и министру внутренних дел В. П. Кочубею, и по распоряжению Тобольского архиепископа было разрешено вернуть в церковь иконы Василия Мангазейского и совершать его прежнее почитание. Затем он стал почитаться как покровитель охотников и звероловов, были распространены его иконы. В 1893 году в Синод вновь было направлено ходатайство о подтверждении канонизации святого. Синод запросил записи о чудесах и в начале XX века имя мученика Василия Мангазейского было включено в «Православный календарь», издаваемый Синодом. После закрытия Туруханского монастыря в 1921 году мощи святого были утрачены, их фрагменты обрели вновь в 1997 году и поместили в раку в монастырском храме.

© COPYRIGHT 2020 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог