Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
WILLIAM of Norwich * ВИЛЬЯМ Норвичский
1132 - 1144
 

 Вильям Норвичский (англ. William of Norwich; Уильям Нориджский, Вильгельм из Нориджа, 2 февраля 1132 — 22 марта 1144, Норвич, Англия)

 Вильям, 12-летний подмастерье кожевника, мальчик из зажиточной семьи, рос без отца. У его матери Эльвивы был старший сын Роберт и сестра Левива, которая вышла замуж за священника Годвина Старта.
В понедельник 22 марта 1144 года незнакомец, представившийся поваром архидиакона Норвича, обратился к Эльвиве с просьбой позволить её сыну пойти с ним, так как на кухне архидиакона нужен был помощник. Видя колебание матери, он предложил ей 3 шиллинга, после чего она согласилась. Вильям ушёл с ним. На следующий день во вторник этот так называемый повар (личность которого так никогда и не была установлена, да и устанавливалась ли?) и Вильям вдвоем зашли к тетке Вильяма, Левиве. Впоследствии Левива утверждала, что отправила дочь проследить за незнакомцем, и та видела, как они с Вильямом зашли в еврейский дом. С тех пор Вильяма живым не видели.
В субботу 25 марта 1144 года накануне Страстной пятницы в лесу Торп-Вуд под Норвичем лесник обнаружил труп Вильяма.

 Тело было изранено, мальчик был частично раздет, во рту находился деревянный кляп. Никакого следствия не было, подростка похоронили без особых церемоний и, судя по всему, о происшествии забыли. Через месяц после смерти, 24 апреля, тело Вильяма перезахоронили на кладбище для монахов при городской церкви.


Место в лесу Торп-Вуд под Норвичем, где нашли тело Вильяма

Следует вспомнить, как говорил классик нашей сатиры, о том, что «эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная».
  В 1135 году умер английский король Генрих I, сын Вильгельма Завоевателя. Бароны не признали дочь Генриха Матильду королевой и присягнули на верность Стефану Блуаскому, племяннику Генриха. В Англии началась гражданская война, продлившаяся до 1154 года.

Гражданская война 1135–1154 годов сопровождалась, естественно, грабежами и убийствами. Один из хронистов середины XII столетия, описывая пытки, которым солдаты подвергали жителей, добавлял, что в те годы «Христос и святые спали». Знаменитый барон-разбойник Жоффруа де Мандевиль орудовал недалеко от Нориджа как раз в 1144-м, в год смерти Уильяма. Насилие, чинившееся баронами, ударило не только по крестьянам и ремесленникам, но и по клиру, у которого отбирали земли, и по купцам, у которых отбирали деньги и товар. Так что смерть нориджского подмастерья на фоне таких бесчинств едва ли могла вызвать долговременный интерес. А когда рыцари со своими отрядами вернулись в Англию после неудачного Второго крестового похода (1147–1149гг.) уже никому не было дела до какого-то ребенка - лишь бы не попасть под горячую руку очередному разоренному барону.

 В 1149 году рыцарь Симон де Новерс, отпрыск обедневшей нормандской семьи, нанял убийц для расправы со своим кредитором-евреем по фамилии Делесо. Делесо был виднейшим представителем нориджской еврейской общины. Он был связан с банкирами Лондона и других больших городов Англии. Преступление, совершенное в Норидже, было без труда раскрыто: пойманные убийцы сразу же указали на заказчика. Дело дошло до короля Стефана. В Лондоне в 1150 году состоялся суд, на котором де Новерса защищал епископ Нориджа, Уильям де Тюрбевилль. Семья де Новерса была тесно связана с нориджской епархией и самим епископом.
  В Норидж прибывает бенедиктинский монах Томас из Монмута (скорее всего, по приглашению Уильяма де Тюрбевилля), и приступает к расследованию смерти Уильяма (его можно считать одним из первых частных детективов в мире) - спустя 6 лет (!) после его гибели. Расследование убийства Уильяма не продвинулось, обвиняемых в нем не нашли, однако появился слух, что он был убит евреями с ритуальной целью и репутация еврейской общины Нориджа оказалась испорчена, многие ее члены решили уехать из города, не дожидаясь развития событий. Те, кто остались, были убиты в 1190 году.
  Де Тюрбевилль избрал агрессивную линию защиты рыцаря Симона де Новерса: он припомнил историю нераскрытого убийства подмастерья Уильяма и прямо обвинил в его смерти евреев. В пересказе Томаса Монмутского ударная часть речи епископа звучала так: «Мы, христиане, не ответим на обвинение евреев [в том, что Делесо был убит по приказу де Новерса], пока евреи не докажут, что не были причастны к убийству нашего христианского мальчика». Далее де Тюрбевилль описал картину преступления: якобы представители еврейской общины выманили Уильяма из материнского дома обещанием работы, заточили его в одном из домов, три дня жестоко мучили, а в Страстную пятницу убили и выбросили тело в лесу. Тем, кто не понял намека, епископ прямо объяснил, что евреи убили невинного ребенка так же, как они убили Христа. Благодаря судебной атаке де Тюрбевилля получилось, что Симон де Новерс невольно отомстил за мальчика, расправившись с Делесо. Участники суда внезапно обнаружили, что от убийства еврея рыцарем они перешли к расследованию убийства мальчика евреями.
  На суде были зачитаны показания трех свидетелей: богатого горожанина, крещеного еврея и служанки. Примечательно, что горожанин к моменту суда был мертв, и суду представили содержание его предсмертной исповеди - в нарушение тайны исповеди. Имя служанки не было названо на суде, но ей приписали красочный рассказ о том, как сквозь приоткрытую дверь она увидела мучения бедного Уильяма. А крещеный еврей повторил несколько легенд о том, как евреи, сговорившись, предавали крестоносцев в руки сарацин. В результате суд не нашел в себе сил противостоять напору епископа Нориджского и почел за лучшее отложить слушание по делу Симона де Новерса до лучших времен. Времена эти, судя по всему, так и не наступили, потому что и 20 лет спустя этот достойный рыцарь появлялся в восточно-английских хрониках как зачинщик беспорядков.
  Тело Уильяма эксгумировали по настоянию епископа и перезахоронили возле кафедрального собора. Сам епископ де Тюрбевилль прекрасно отдавал себе отчет в том, что у него появилась возможность обрести святого патрона для Нориджа: у быстро растущего, зажиточного города не было своего небесного покровителя. Лондонский суд вызвал немалый интерес к судьбе мальчика, оставалось облечь его историю в житийную форму. Это было поручено Томасу Монмутскому, который в 1150 году написал первый, короткий вариант «Жизни и страстей св. Уильяма Нориджского», а в последующие 20 лет расширил его до пяти книг. Текст жития стал широко известен, и спустя считанные годы после появления «Жизни и страстей Уильяма Нориджского» вести о точно таких же убийствах стали приходить из Англии и Франции. Атмосфера в обществе накалилась, и начались массовые казни евреев. В том же Норидже, как уже сказано, в 1190 году были убиты все евреи. До полного изгнания евреев из Англии оставалось ровно сто лет. В течение 25 лет он добивался канонизации подростка как мученика за веру — и добился ее, правда Вильям не был канонизирован официально, а местночтимым святым был признан до того, как в 1173 году епископов ограничили в праве канонизации без одобрения Святого престола. Повторное перезахоронение останков Уильяма привлекло в город паломников, и мальчик превратился в настоящего местночтимого святого, чего и добивался епископ. Так епископ де Тюрбевилль своим участием в лондонском процессе над Симоном де Новерсом сумел решить две задачи: защитил рыцаря от обвинения в убийстве и приобрел столь нужного для своей епархии святого мученика.

  В дальнейшем легенда о мученичестве и чудесах была дополнена другими авторами. В частности, Джон Капгрейв (умер в 1494г.) в своём сочинении «Новая легенда Англии» писал, что тело Вильяма было найдено благодаря «чудесному лучу света, исходящему с небес»
  Сочинение Томаса Монмутского является единственным источником информации о Вильяме, история которого затем обросла многочисленными легендами. Рукопись книги Томаса была обнаружена Монтегю Родосом Джеймсом в 1889 году, издана совместно с Кенноном Августом Джессопом в 1896 году на латыни с переводом на английский язык с введением и комментариями. Рукопись находится в библиотеке Кембриджского университета.

 Рукопись состоит из 7 книг. В первой описана жизнь Вильяма от рождения и до смерти. Вторая книга состоит из 2 частей: вторая посвящена доказательству того, что Вильям был убит евреями, а первая часть и остальные книги — описанию чудес, произошедших с телом Вильяма. Хотя Джессоп и Джеймс полагали, что рукопись создана в 1172—1173 годах, современные исследователи считают, что первая книга была написана в 1149—1150, со второй по шестую — в 1154—1155 годах. Седьмая книга написана в 1173 году и подытоживает все чудеса, случившиеся с 1155 года - и написана, по-видимому, совсем другим автором или авторами.

Известно, что сам Томас Монмутский не был свидетелем описанных событий, поскольку прибыл в Норвич из Монмута через несколько лет после них - вероятно в 1149 или 1150 году. Историю Вильяма он записывал со слов местных жителей. Труд была написан в жанре агиографии и был предназначен для канонизации Вильяма.
Томас пишет, что евреи похитили мальчика в среду, в четверг совершили садистское убийство, похожее на распятие Христа, а в Страстную пятницу, когда христиане отдыхают, решили избавиться от тела. Однако в лесу с мешком, в котором они несли тело, их видел один из известных жителей Норвича Элвард Дед. На следующий день тело было обнаружено, но погребено только в понедельник. Во вторник дядя Вильяма Годвин Старт - местный священник - выкопал тело для опознания и вновь похоронил. Между тем, как утверждает Томас, евреи подкупили шерифа и он обещал им полную защиту. Томас утверждает, что епископ трижды вызывал укрывшихся в королевском замке евреев на собор и требовал от них пройти испытание «судом Божьим». Однако евреи, заявив о своей невиновности, отказались проходить испытание и удалились в замок под охраной шерифа. При этом одна из исследователей, Джулиан Беннет, полагает, что речь идет о конфликте между шерифом и епископом, а не между евреями и христианами Норвича. Беннет рассматривает конфликт в контексте противостояния англосаксонского и нормандского населения, противопоставления лояльности королю и лояльности церкви.
  В первой книге убийство Вильяма евреями излагается как общеизвестный и доказанный факт. Однако, при чтении второй книги становится понятно, что многие жители Норвича, включая шерифа и епископа, в этом сомневались. Историки полагают, что именно поэтому вторая книга была написана значительно позже, в ней автор фактически дискутирует со скептиками и приводит то, что он полагает доказательствами вины евреев.
  Главным доказательством Томас считает свидетельство о том, что один из жителей города видел, как евреи несли в мешке тело и повесили его на дереве в лесу, но смолчал, чтобы не нарушать святость Страстной пятницы (!). Впервые это свидетельство было озвучено лишь через 5 лет после смерти Вильяма - в 1149 году, и не самим свидетелем, а его духовником после его смерти. Вторым доказательством он полагает утверждение Левивы, которая утверждала, что её дочь видела, как Вильям вошел в дом еврея. Однако и это свидетельство появилось через 5 лет и не было озвучено на соборе у епископа.
  Таким образом, оба свидетельства появились через много лет после события и были озвучены не самими свидетелями, а теми, кто утверждал, что слышал это от свидетелей. Рассуждения же о распятии и кровавом ритуале опираются на свидетельство христианской служанки в еврейском доме, которая утверждала, что мельком видела в приоткрытую дверь распятого мальчика. Она также озвучила свои обвинения через много лет после самих событий. Также отмечено, что Томас ничего не пишет о каких-либо попытках установить личность человека, с которым ушёл Вильям. Претензии в ритуальном убийстве Томас опирал на мнение некоего крещёного еврея Теобальда, по словам которого без пролития человеческой крови евреи не могут обрести свободу и вернуться на родину.


Распятие Вильяма, XV
Церковь Святой Троицы в Лоддоне, Норфолк, Великобритания

Святой Вильям Норвичский, ок.1500
Церковь Святых Петра и Павла, Ай, Саффолк, Великобритания

 Обвинение евреев в ритуальном убийстве Вильяма считается первым «кровавым наветом» в истории Европы. Учёные полагают, что появление легенды о Вильяме Норвичском было связано с религиозными настроениями первых Крестовых походов, с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией. Так, историк Джереми Коэн отмечает, что описание Томасом Монмутским сцены пыток и убийства мальчика целенаправленно создает параллели с распятием Христа.

  Вот таким образом этот несчастный 12-летний мальчик, убитый неизвестно кем и по неизвестной причине, стал местным святым и основателем так называемого «кровавого навета», первоисточником мрачного антисемитского мифа, на столетия закрепившегося в массовом сознании.
Кстати, как мне кажется - это замечательный сюжет для литературного произведения.

© COPYRIGHT 2016 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог