Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Кон И.С. - «Лунный свет на заре»
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
ЛУННЫЙ СВЕТ НА ЗАРЕ
ЛИКИ И МАСКИ ОДНОПОЛОЙ ЛЮБВИ
Издание второе, дополненное и переработанное : 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вы вновь со мной,
изменчивые тени…

Гёте. Фауст

Данная книга была первым отечественным немедицинским исследованием однополой любви. Она была хорошо принята читателями и широко используется, со ссылками и еще чаще - без оных, другими пишущими на эти темы авторами. Однако научные труды быстро устаревают. За последние годы в мировой науке появилось много новых данных о природе и истории гомосексуальности. Существенно расширился и объем информации, доступной российскому читателю, особенно в том, что касается историко-культурных сюжетов (Клейн, 2000; Ротиков, 1998). Настоящий прорыв совершен в гендерных исследованиях.

Быстро меняется социальное положение геев и лесбиянок во всем мире. Некоторые тенденции, вроде легализации однополых браков, которые в первой половине 90-х годов были еще локальными и многим казались экзотическими, теперь приобрели общий характер. Большие позитивные сдвиги происходят в мировом общественном мнении. Наряду с этим в России в последние годы заметно активизировались реакционные антигомосексуальные силы, публичные выступления которых не встречают не только отпора, но даже политической и моральной оценки.

При подготовке второго издания я существенно переработал книгу. Прежде всего, радикально обновлен фактический материал и круг источников; новые научные данные есть практически во всех разделах. Исправлены ошибки и уточнены многие формулировки. Обновлена и более рационально организована библиография; к сожалению, ограниченность объема книги не позволяет указать все использованные источники, иногда приходится ограничиваться ссылками на обзорные статьи. Для облегчения труда читателя, большие главы и разделы разбиты на более мелкие фрагменты, выделенные заголовками в тексте. Но больше всего мне хотелось добиться ясности в изложении главных идей книги.

Проблемы однополой любви изучаются учеными с разных сторон, причем научные вопросы неизбежно переплетаются с мировоззренческими.

Вообразите себе страну по имени Зомния, жители которой очень озабочены тем, как люди спят: на спине (их называют "спинниками") или на животе (их называют "животниками"). Большинство жителей Зомнии считаются "животниками". Тех, кто спит или подозревается в том, что спит на спине, до недавнего времени преследовали и дискриминировали. Большинство зомнийцев думают, что "спинников" можно узнать по внешнему виду и поведению: у них жесткая выправка и темная кожа, они вспыльчивы и агрессивны. Зомнийские ученые и психиатры изучают, что именно делает людей "спинниками". Одни утверждают, что спинность предопределена генетически, другие - что она зависит от отношений с родителями, третьи - что она связана с питанием в период полового созревания.

Некоторые открытые "спинники" начали борьбу с дискриминацией и диффамацией и добились в этом определенных успехов, повлияв, в частности, на науку. Историки обнаружили, что некоторые выдающиеся зомнийцы были "спинниками". Это помогло "спинникам" добиться политического статуса "этнического меньшинства", хотя большинство сомнийцев по-прежнему относится к ним недоброжелательно.

Предположим, вы приехали в Зомнию и должны высказаться по поводу этих споров. Ваша первая реакция - сказать, что такая классификация смехотворна, дискриминация людей в зависимости от способа их сна безнравственна, а любые теории происхождения "спинности" ненаучны. Но может быть привычка спать на спине или на животе действительно имеет генную природу? Тогда зомнийские теории могут иметь значение и для нас. То, что у нас нет понятий "спинников" и "животников" , само по себе не опровергает зомнийских теорий.

Не так же ли обстоит дело с сексуальной ориентацией?

Сочинителю этой притчи американскому философу Эдуарду Стайну (Stein, 1992) можно возразить: как люди спят, неважно, а вот с кем они спят, очень даже важно. Но ведь это тоже - смотря для кого и когда. Вопрос, креститься ли двумя или тремя перстами в свое время вызвал в России церковный раскол. Когда в турпоездке меня поселяют в номере с мужчиной, его сексуальная ориентация мне безразлична, приставать к постороннему человеку он не станет. Зато если он спит на спине, это сильно повышает вероятность храпа, и, при всем моем уважении к храпунам, я предпочел бы другого соседа.


Будучи междисциплинарной, моя книга состоит из трех частей

Первая часть "Лабиринты познания" подразумевает вопрос - что и откуда мы знаем об однополой любви? Это самая трудная часть книги, читать её нужно очень внимательно. Читатель, которого интересуют только выводы, может её опустить. Но если вы не хотите вдуматься в логику научного поиска и понять критерии научной достоверности, вы обречены верить автору на слово. Не мне, так кому-то другому. Это ваше право, но лично я предпочитаю скептиков.

Вторая часть книги "Сквозь пространство и время" посвящена социально-историческим, культурным аспектам однополой любви. Как общество, культура структурируют, категоризируют, символизируют и передают из поколения в поколение гомосексуальное желание? Почему в одних обществах гомосексуалов презирают и преследуют, а в других к ним относятся нейтрально и даже восхищаются ими? От чего зависит изменение соответствующих социальных установок, стереотипов и предубеждений?

Третья часть "В поисках себя" по преимуществу психологическая. Как человек становится геем или лесбиянкой и с какими проблемами он при этом сталкивается? Какими групповыми особенностями обладают эти люди, их стиль жизни, эротика и т.д.? И каково будущее сексуальных меньшинств в нашем быстро меняющемся мире? Как и первое издание, книга рассчитана как на профессионального, так и на массового читателя. Она раскрывает далеко не все вопросы темы.

Первое предметное ограничение касается женщин. Лесбийской любви посвящена огромная и быстро растущая философская и научная литература, которая отчасти представлена и в российских гендерных исследованиях (СМ. например, Введение в гендерные исследования, 2001). В этой книге я мог осветить лишь наиболее важные, преимущественно сексологические, аспекты темы. Но поскольку российские женщины, независимо от их сексуальной ориентации, заметно опережают мужчин по темпам развития и уровню теоретической рефлексии, уверен, что они разберутся в этих тонких вопросах глубже, чем это мог бы сделать я.

Второе ограничение касается философских проблем сексуальности, особенно постмодернизма. По складу моего мышления и характеру образования мне ближе традиционный социологический подход. Феминистские и квир-теории изложены в книге суммарно, заинтересованному читателю придется восполнить этот пробел самостоятельно.

Первое издание этой книги стало возможным благодаря индивидуальному гранту Фонда Джона и Кэтрин Макартуров, а также помощи Немецкой службы научных обменов (DAAD) и ряда немецких университетов; особенно помогли мне профессора Гунтер Шмидт (Гамбург) и Рюдигер Лаутман (Бремен). Университет Южной Калифорнии и Институт ONE / Международный геевский и лесбиянский архив предоставили мне возможность в течение нескольких месяцев изучать материалы, которых я не мог бы достать в другом месте.

Многолетнее членство в Международной Академии сексологических исследований и в редколлегиях ведущих международных сексологических журналов ("Archives of Sexual Behavior," "Zeitschrift für Sexualforschung," "Journal of Homosexuality", "Journal of the History of Sexuality", “Sexualities”, “Men and Masculinities”) и участие в ряде международных научных конгрессов также помогает быть на уровне мировой науки. В подготовке второго издания книги мне помогли советами и критическими замечаниями Н.С. Горелов и Н.А.Иванов. Всем этим лицам и учреждениям, а также директору издательства "Олимп" М.С. Каминскому я выражаю искреннюю благодарность.

Игорь Кон
Москва, февраль 2002

скачать книгу в pdf

 

© COPYRIGHT 2023 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог