предполагаемый портрет Кристофера Марло в возрасте 21 года
Марло Кристофер [англ. Marlowe Christopher], известный как Кит Марло [Kit Marlowe]
крещён 26 февраля 1564, Кентербери — убит 30 мая 1593, Дептфорд [29 лет]
английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, наиболее выдающийся из предшественников и современников Шекспира, шпион.
Современные ученые считают Марло одним из самых знаменитых елизаветинских драматургов.
Широко известно его высказывание:
«Кто не любит табака и мальчиков — дураки» [англ. 'All they that love not tobacco and boies [boys] were fools'].
События в жизни Марло были иногда такими же экстремальными, как и в его драмах. Сведения о жизни Марло очень скудны.
Марло родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери. До 1580 года посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 года учился, как стипендиат архиепископа Паркера, в Кембриджском университете. Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром искусств (1584), а затем — вероятно, по протекции Уолсингема-старшего [, ок. 1532 - 1590, главный секретарь английской королевы Елизаветы I с 20 декабря 1573 года и до своей смерти в 1590 году, широко известный как «хозяин шпионов»] — магистром искусств (1587). Университет не решался присвоить Марло степень магистра искусств из-за слухов о его намерениях поступить в английскую семинарию в Реймсе на севере Франции, предположительно, для подготовки к рукоположению в качестве католического священника. Если это правда, подобное действие со стороны Марло было бы прямым нарушением королевского указа королевы Елизаветы от 1585 г., считавшего преступлением любую попытку английского гражданина быть рукоположенным в римско-католической церкви.
Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 года в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях, точно неизвестно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» (!) во время пребывания на континенте. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I. По возвращении с континента Марло стал тратить крупные суммы на выпивку и хороший стол.
Было высказано предположение, что Марло является «Морли», который учительствовал Арбелле Стюарт в 1589 году [Arbella Stuart, 1575 - 1615, англо-шотландская аристократка, рассматривавшаяся в качестве наследницы английского трона после смерти королевы Елизаветы I].
В 1592 году Марло был задержан властями Соединённых провинций Нидерландов в портовом городе Флиссингене и обвинён в фальшивомонетничестве. Его выслали в Англию, где он должен был предстать перед лордом Бёрли [William Cecil, 1st Baron Burghley, 1520/1521- 1598 года, глава правительства королевы Елизаветы Английской, государственный секретарь в периоды с 1550 по 1553 и с 1558 по 1572 год, лорд-казначей Англии с 1572 года]; по возвращении на родину никаких обвинений ему предъявлено не было. Биографы Марло связывают этот эпизод с его разведывательной деятельностью.
Марло известен как атеист, что означало быть врагом Бога и, соответственно, государства. В конце XVI века обвинения в атеизме были тесно связаны с нелояльностью к протестантской монархии Англии. Хотя некоторые современные историки считают, что исповедуемый Марло атеизм, как и его предполагаемый католицизм, возможно, был не более чем обманом для продолжения его работы в качестве правительственного шпиона.
Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон, где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с т. н. «университетскими умами» - кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж.
В английской столице за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита (!). Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло был вынужден написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось).
Вольнодумный кружок У. Рэли, в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие «кощунственные обряды». В мае 1593 года в Лондоне произошли волнения, в которых участвовали католики и протестанты. В городе распространялись памфлеты с выпадами против рабочих-иммигрантов из Фландрии. Тайный совет искал авторов этих воззваний среди лондонской литературной богемы. Были произведены обыски, в том числе на квартире, которую Марло делил с драматургом Томасом Кидом. Среди бумаг были обнаружены заметки, содержащие крамольные и атеистические высказывания. Томас Кид, помещённый в тюрьму, под пытками показал, что бумаги принадлежали Марло и остались от совместной работы над пьесой два года назад. Был или не был Марло тайным агентом, формально совет должен был допросить его, тем более что королева оставила на рапорте резолюцию: «Довести расследование до конца». Марло, гостившего у Томаса Уолсингема [сына сэр Фрэнсиса Уолсингема, предположительно, его любовника] в поместье Скедбери в Кенте, вызвали на заседание Тайного совета 20 мая 1593 года, но не арестовали, а лишь велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Однако допрос, вероятно, не состоялся, так как через 10 дней поэт был убит.
Марло был зарезан в таверне Дептфорда 30 мая 1593 года. В последний день своей жизни он обедал в ней с компанией подозрительных личностей: Инграмом Фризером, Николасом Скирсом и Робертом Пули. Есть основания считать, что эти люди являлись агентами Её Величества. Вскоре между ними возникла ссора. Марло выхватил из рук Фризера кинжал и нанёс тому несколько ударов. Фризер пытался вырвать оружие из рук Марло, в потасовке кинжал вонзился над правым глазом Марло и прошёл прямо в мозг.
Суд пришло к выводу, что Фризер действовал в порядке самообороны и через месяц его помиловали.
Тело Марло было предано земле 1 июня в Дептфорде.
По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. В своей книге «Palladis Tamia», опубликованной в 1598 году, Фрэнсис Мерес [Meres Francis, 1565/1566 - 1647, английский церковный деятель и писатель] сообщает, что Марло «был зарезан похотливым слугой, его соперником в непристойной любви», в качестве наказания за его «эпикуризм и атеизм». Некоторые современные исследователи считают, что бытовая ссора, приведшая к фатальному исходу, была подстроена. По этой версии поэт намеревался уехать из Англии через Дептфорд, но правительство решило помешать этому ввиду его причастности к секретам английской разведки. Официальный отчет коронера о смерти Марлоу был рассекречен только в 1925 году, но не устранил неопределенности, связанной с его гибелью.
В этом деле действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой смерти поэта (по одним данным — 30 мая, по другим — 1 или 2 июня) до имен убийц (их имена несколько раз менялись, а основные подозреваемые — Фризер, Скирс и Пули — считались агентами секретной службы). Расследование преступления велось крайне небрежно - складывалось впечатление, что власти хотели быстрее замять это дело.
Версии, которые рассматриваются ныне, таковы:
1. Завидуя отношениям своего мужа Томаса Уолсингема [сына сэра Фрэнсиса Уолсингема] с Марло, Одри Уолсингем организовала убийство драматурга.
2. Сэр Уолтер Рэли [Sir Walter Raleigh, 1552 /1554-1618, английский придворный, государственный деятель, поэт и писатель, историк, моряк, солдат и путешественник, фаворит королевы Елизаветы I. Прославился каперскими нападениями на испанский флот, за что получил (как и Френсис Дрейк) рыцарство в 1585 году. Известна легенда, что именно он бросил под ноги Елизаветы I свой фиолетово-золотой плащ, чтобы королева смогла перейти через лужу, и он же нацарапал бриллиантом стихи на стекле дворца, чтобы привлечь её внимание. Считается, что именно Рэли завёз в Англию картофель и табак, и он же был одним из первых колонизаторов Северной Америки.] устроил убийство, опасаясь, что под пыткой Марло может дать показания против него.
3. Убийство произошло в результате попыток графа Эссекса использовать Марло для обвинения сэра Уолтера Рэли.
4. Марло был убит по приказу лорда Бёрли, его сына и сэра Роберта Сесила, считавших, что произведения Марло содержат католическую пропаганду.
5. Марло был убит случайно; его компаньоны попросту требовали вернуть долг.
6. Марло был убит по приказу нескольких членов Тайного совета, боявшихся, что он знает об их атеизме.
7. Королева дала указание убить Марло из-за его подрывного атеистического поведения.
8. Фризер убил Марло, потому что завидовал его близким отношениям интимного характера с Томасом Уолсингемом и боялся, что поведение Марло может повлиять на репутацию Уолсингема.
9. Смерть Марло была сфабрикована, чтобы спасти его от суда и казни за подрывной атеизм.
Маловероятно, что все обстоятельства смерти Марло когда-либо будут известны.
Считается, что Марло был гомосексуалистом, или даже любителем мальчиков - это утверждение основывается на гомосексуальных темах в его произведениях. Некоторые ученые утверждают, что идентификация елизаветинцев как геев или гомосексуалистов в современном смысле является «анахронизмом», потому что для елизаветинцев подобные термины означают, скорее, сексуальные действия, чем то, что мы понимаем ныне как исключительно сексуальную ориентацию и идентичность. Другие же ученые утверждают, что эти доказательства неубедительны, и что сообщения о гомосексуализме Марло могут быть слухами, появившимися после его смерти.
Кристофер Марло — единственный современник, которого Шекспир прямо цитирует в одном из своих сочинений. Когда в Лондоне был опубликован памфлет, поносивший Марло и Шекспира за дурновкусие, оба поэта парировали обвинения лёгкими эротическими поэмами в классической овидиевской манере («Геро и Леандр» Марло и «Венера и Адонис» Шекспира). Есть мнение, что в пьесе «Убийство Гонзаго», которую ставит Гамлет (т. н. сцена мышеловки), Шекспиром спародирован стиль монологов Марло.
Одна из конспирологических версий исследователей т. н. «шекспировского вопроса» приписывает Марло (якобы не погибшему в 1593 г.) произведения, известные под именем Шекспира. Согласно этой версии, смерть Марло была инсценирована им самим, возможно, при содействии Уолсингема [см. версию 9 его смерти].
Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него в сюжетах драм хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха, существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Современников поражал мощный, полный аллитерационных повторов стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно.
Главные герои произведений Марло — борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Они выплёскивают свою душу в полных патетики длинных монологах, которые Марло ввёл в арсенал приёмов елизаветинской драмы. Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами:
Пьесы Марло:
«Дидона, царица Карфагена» / «Dido, Queen of Carthage», совместно с Т. Нэшем, (ок.1583)
«Тамерлан» / «Tamburlaine» (ок.1587)
«Доктор Фауст» / «Doctor Faustus» (около 1588—89)
«Мальтийский еврей» / «The Jew of Malta» (1589)
«Эдуард II» / «Edward II», (1592)
«Парижская резня» / «The Massacre at Paris» (1593)
Возможно, Марло является автором или соавтором «Арден из Фавершама» / «Arden of Faversham» (1592)
Стихи и переводы:
Отрывки из «Фарсалии» Лукана (ок 1582)
Отрывки из Овидиева «Искусства любви» / «Amores» (ок. 1582)
В 1599 году перевод Овидия был запрещен, а копии публично сожжены под руководством архиепископа Уитгифта, как еретические и непристойные тексты.
«Страстный пастух — своей возлюбленной» / «The Passionate Shepherd to His Love» (1587-1588)
«Герой и Леандр» / «Hero and Leander» (ок. 1593, дописана в 1598 Дж. Чапменом)
Пьесы Марло были чрезвычайно успешными, возможно, из-за неординарного актёрского дарования Эдварда Аллейна [Edward "Ned" Alleyn, 1566 - 1626, известнейший актёр елизаветинской Англии, руководитель ряда актёрских трупп. Известен также как благотворитель, стоявший у истоков Далвичского колледжа под Лондоном]. Вероятно, именно для него были написаны роли Тамбурлейна, Фауста и Барабаса.