Иоанн Лев Африка́нский [лат. Joannes Leo Africanus, араб. يوحنا ليون الإفريقي — Йуханна Лиун аль-Ифрики]
до крещения — аль-Ха́сан ибн Муха́ммед ал-Вазза́н
ок.1488 - ок. 1554,
арабский географ и путешественник.
Родился в Гранаде, в мусульманской семье, покинувшей город и переселившейся в Марокко вскоре после взятия города Кастилией в 1492 году.
В 1518 году был захвачен в плен близ острова Джерба сицилийским корсаром Пьетро Бовадилья и обращён в рабство. Его увезли сначала в Неаполь, затем в Рим, где он был преподнесён в дар папе Льву X Медичи, сыну Лоренцо Великолепного. В течение года он содержался в замке Святого Ангела, где три епископа наставляли его в католической вере. 6 января 1520 года он был крещён в соборе Святого Петра самим папой и принял его имена — Иоанн и Лев.
Находясь под покровительством Льва X, он преподавал арабский язык в Болонье и написал (на итальянском языке, которым очень быстро овладел) главное своё сочинение, «Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть» (итал. Della descrittione dell'Africa et delle cose notabli che ivi sono) которое было завершено, согласно замечанию в тексте, 10 марта 1526 года в Риме. Данное сочинение является уникальным социологическим, этнографическим и географическим исследованием севера африканского континента в шестнадцатом веке.
До наших дней дошли два варианта рукописи, в которых существуют разночтения: текст, помещенный в книгу Джованни Баттиста Рамузио, и текст перевода на французский язык А. Эполяра.
КОРОЛЕВСТВО ФЕСА. ГОСТИНИЦЫ
Для того чтобы дать вам какое-то представление о
других жильцах этих гостиниц, следует сказать, что они относятся к особой
породе, которая называется ал-хива. Они одеваются в женские одежды
и украшаются, как женщины, бреют бороду и ухитряются подражать
им вплоть до разговора. Что я говорю, до разговора? Они даже прядут.
Каждый из этих гнусных мужчин имеет любовника и живет с ним так же,
зсак жена живет с мужем.
ГОРОД АЗЕММУР
Таким образом, христиане овладели Аземмуром.
Население же отправилось жить частично в Сале, частично в Фес.
Но прежде оно было очень наказано за свой ужасный порок, ибо почти все
жители города были погружены в содомский грех, так что редкий
мальчик ускользал от их рук <они столь мало стыдились этого порока, что отец искал ласкового и приятного любовника для
своего сына. Наконец этот город был взят в 918 году, когда я находился в стране черных>.
КОРОЛЕВСТВО БУДЖИИ И ТУНИСА. ВЕЛИКИЙ ГОРОД ТУНИС
Наконец, из-за большой бедности народа там встречается много не только
женщин, которые за небольшую цену продают другим свое целомудрие,
но и мальчиков, которые предлагают себя мужчинам, и они поистине
еще более непристойные, еще более наглы и еще более гнусны, чем
публичные женщины.
ТОЛКИ И РАЗЛИЧИЯ, СОБЛЮДАЕМЫЕ НЕКОТОРЫМИ В ЗАКОНЕ МУХАММЕДА
Поэтому последователи этого толка оставили заповеди своего закона,
как чрезмерные, так и необходимые, и не соблюдают других обрядов,
кроме тех, что отправляют законоведы. Но при этом они пользуются
всеми удовольствиями, которые считаются в их учении дозволенными.
Часто они устраивают пиры, распевая любовные песни и подолгу танцуя.
При этом иногда кто-нибудь из них рвет на себе одежду под влиянием
стихов, которые они поют, или фантазии, которая может появиться
у таких не сдерживающих себя людей. Они говорят, что их подогревает
тогда пламя божественной любви. Я же думаю, что их подогревает
чрезмерное обилие пищи, потому что каждый из них поглощает столько еды,
сколько было бы излишним для троих; или же, что мне кажется более
вероятным, все эти многочисленные крики, сопровождаемые плачем,
они издают из-за любви, которую питают к безбородым юношам. Нередко
случается, что какой-нибудь человек благородного происхождения
приглашает на свою свадьбу одного из этих учителей секты вместе с его
учениками. Придя на пир, они читают проповеди и поют божественные
песни. Когда же трапеза заканчивается, наиболее старые начинают рвать
на себе одежду. Если же во время танцев кто-нибудь из пожилых падает,
его сразу же поднимает и ставит на ноги молодой ученик, который часто
при этом его похотливо целует. По этой причине родилась поговорка,
которая в Фесе у каждого на устах: «Это пир отшельников» <Это пир
отшельников, который из нас двадцати сделает десять>.Она имеет тот смысл, что каждый из этих юношей становится после пира
невестой своего учителя, так как последователи секты не могут жить с женщинами и называются «отшельниками». <называются отшельниками, что в ночь после праздника каждый юный ученик знает, что его ждет. Эти суфии называются отшельниками потому, что имеют обычай не
брать женщин, не работать, не заниматься какой-либо профессией. Они живут случаем. В комментарии к рассказу ал-Харири сообщаются тысячи подробностей на эту тему, которые по многим причинам было бы непристойно упоминать в этом труде>.
АЛ-МЕДИНА — ГОРОД В ХАСКОРЕ
До самого нашего отъезда, который последовал на
третий день, он очень слюбезно взял на себя расходы мои и моих
товарищей, — а их было девять человек, не считая мальчиков.
КОРОЛЕВСТВО ФЕСА. ПОЭТЫ, СОЧИНЯЮЩИЕ НА НАРОДНОМ ЯЗЫКЕ
В Фесе много поэтов, которые произносят стихи на родном языке
на разные темы, но главным образом о любви. Некоторые описывают
любовь, которую они испытывают к женщинам, другие — любовь к
мальчикам и часто без всякого стыда или уважения вставляют в ситхи имя
мальчика, которого любят.
ГАГО И ЕГО КОРОЛЕВСТВО
Там много колодцев с пресной водой.
Есть там один рынок, где в базарные дни продают огромное количество
рабов, как мужчин, так и женщин. Пятнадцатилетнюю девушку можно
купить примерно за 6 дукатов, столько же стоит мальчик. <стоит мальчик; маленькие дети стоят приблизительно половину того, что
стоят взрослые рабы>.
КОРОЛЕВСТВО БУДЖИИ И ТУНИСА. ГОРОД КОНСТАНТИНА
Затем он отдал город второму сыну, который вследствие беспорядочного образа жизни был поражен
какой-то язвой и умер. Наконец, он отписал ее третьему сыну, который,
будучи очень молодым, не считал постыдным испытывать то, что
испытывают женщины. Поэтому народ, стыдясь служить такому синьору, хотел
его убить. Отец приказал привести его в Тунис как пленника <Затем он отдал ее еще одному из своих сыновей, слишком молодому мальчику,
который страдал паршой, был гомосексуалистом, отменным пьяницей и несправедливым. Народ восстал против него и осадил его в крепости, пока его отец не послал за ним нескольких офицеров, которые доставили его в Тунис закованным в кандалы>.