Бердаши [от фр. berdaches, произошедший от персидского bardaj, изначально уничижительный термин, означающий пассивного гомосексуального партнера, «мальчика для утех»), или люди с двумя душами (англ. Two-Spirit People или англ. Twospirit, от оджибв. niizh manidoowag] — люди третьего пола в культуре различных племён индейцев Северной Америки, то есть представители одного биологического пола, принимающие гендерную идентичность другого.
В 1530 году испанский исследователь Кабеза де Вака [Álvar Núñez Cabeza de Vaca, 1490-1559, испанский конкистадор, исследователь Нового Света, парагвайский губернатор ] впервые сделал запись в своем дневнике об этом явлении.
В отдельных племенах американских индейцев бердаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола. В этих обществах мужчины-бердаши выполняли «женские» домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состоянии орудий труда, занятие сельским хозяйством. Женщины-бердаши делали оружие и охотились. В других племенах бердаши одевались и вели себя в соответствии со своим биологическим полом, беря на себя только социальную роль противоположного пола.
Данное явление было широко распространено в Америке; оно представлено во всех крупных племенах: от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья; на Великих Равнинах и далее на юго-запад у пима, навахо и мохаве; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски.
Поскольку считалось, что бердаши имели особую связь с богами и духами, мужчины-бердаши часто являлись шаманами племени или знахарями. Это было связано как с их промежуточным положением в обществе, так и с убеждением, что духи имели веские основания, чтобы создать личность настолько уникальную в обществе. Бердаши становились родителями для детей-сирот или детей из многодетных семей.
Европейцы определяли бердашей как «содомитов, склонных к мерзостям», «предающихся самым низким страстям». Испанские завоеватели, например, казнили индейцев-бардашей на костре с тем же пылом, который проявляла инквизиция, сжигая «содомитов» в Испании.
Индейцы племени папаго считали, что дети становятся бердашами, увидев сверхъестественные сны.
«Индейцы племени Кроу считали, что, если какой-нибудь мальчик в возрасте 10-12 лет вдруг прекращал играть с мальчиками и всё больше вращался в женском обществе, и его девичьи привычки к 12-14 годам делались устойчивыми, то родители преподносили ему женское платье. С этого момента вся его жизнь должна быть посвящена женской работе.
И мужчины, и женщины обращались к нему отныне как к настоящей женщине. Родители, конечно, сожалели о таком повороте. В деревне Кроу обычно встречается пять-шесть таких персон» [Denig Edwin Thompson «Five Indian Tribes of the Upper Missouri», 1962]
Индейские родители одного из племён, заметившие в сыне склонность к выполнению женских занятий, проверяли, обладает ли он качествами бердаша.
Положив в заросли кустов мужской лук, стрелы и женскую корзину, они приказывали мальчику войти в заросли, а потом поджигали кусты и смотрели, что он понесет с собой, когда побежит из огня. Если мальчик брал с собой корзину - он объявлялся бердашом.
О подобном ритуале поджигания кустов сообщал журналист, побывавший у калифорнийских индейцев в 1871 году.
Коренные народы Америки видели в сексуальности дар мира духов, удовольствие, которое ценили и которым наслаждались в рамках и вне рамок брачных отношений и репродуктивных задач.
Сексуальные игры между детьми и подростками были не только не запрещены, но даже поощрялись, и гомосексуальные связи между девушками и юношами рассматривались почти как закономерное явление, хотя и ожидалось, что большинство из них с возрастом прекратят эти отношения.
Но, подобное восприятие было свойственно не всем индейским племенам.
В отличие от других коренных народов, у ацтеков были законы, карающие гомосексуальные связи. Наравне с адюльтером и кровосмесительной связью гомосексуализм считался тяжким преступлением, наказуемым смертью.