Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
ГАНИМЕД - GANYMEDE - ΓΑΝΥΜΗΔΗΣ
эта статья может быть дополнена и переписана

Тросом дарованы свету три знаменитые сына:
Ил, Ассарак и младой Ганимед, небожителям равный.
Истинно, был на земле он прекраснейший сын человеков!
Он-то богами и взят в небеса, виночерпцем Зевесу,
Отрок прекрасный, дабы обитал среди сонма бессмертных.
Гомер Илиада (XX, 231-235)

 Древнегреческий миф о Ганимеде имеет ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э.
  Этот миф (которому уже более 2500 лет), переданный в несколько измененном виде Гомером, приобрел необычайную популярность в античных Греции и Риме, поскольку считалось, что он даёт религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам.
  Предположительно, от слова «Ганимед» произошло латинское «catamitus», которое перешло в английское «catamite» - «пассивный объект мужского гомосексуального влечения». Согласно Платону, миф о Ганимеде выдумали критяне.

 Согласно древнегреческому мифу, Ганимед [др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье»] был сыном троянского царя Троса (Троя), именем которого названа легендарная Троя, и нимфы Каллирои. Или же, он являлся сыном Лаомедонта; или сыном Дардана; или сыном Ассарака; или сыном Эрихтония; или сыном Троила. По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея — после Пелопа. Имел двух братьев: Ила и Ассарака.
  Отличался необыкновенной красотой. В современной интерпретации считается юношей, хотя в древнегреческих изображения/скульптурах явно выглядит мальчиком допубертатного возраста. В пользу этой теории говорит и то, что виночерпиями/водоносами обычно прислуживали мальчики-подростки, реже незамужние женщины, да и пастушками являлись опять таки мальчики (см. эклоги Вергилия).

ЗЕВС и ГАНИМЕД
ГАНИМЕД и ЗЕВС
ГАНИМЕД и ОРЁЛ
ЗЕВС и ГАНИМЕД
Античная греческая статуя
ок.480-470 гг до н.э.
ГАНИМЕД и ЗЕВС
Античная римская статуя
ок.160-170 гг.
ГАНИМЕД и ОРЁЛ
Античная римская статуя

 Зевс [Зевс (др.-греч. Ζεύς) - в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (ошибочно сын Кроноса и Геи). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец)], возбуждённый исключительной красотой юноши/мальчика, и считая, что земля - недостойное место для пребывания столь прекрасного подростка, пожелал познать Ганимеда в своей постели и похитил его «чрез своего орла». Согласно Овидию, сам бог, одевшись орлиными перьями, унес юношу, гулявшего по троянским лугам или пасшим отцовские стада на склонах Иды, на Олимп [Гомер. Илиада XX.231—235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и сл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и сл.]. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет.

  Был ли Ганимед любовником Зевса - ныне вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечают (в силу своей испорченности) на него по-разному. Согласно Еврипиду, он жил на Олимпе и делил ложе с Зевсом.

  Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. На Олимпе Зевс, согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, сделал его своим «виночерпием»; по Цицерону, он подает богам нектар и амброзию, присвоив должность Гебы, богини юности, обносившей амброзией пирующих богов до него [Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком, а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего являлась ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами, которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью, мальвой и желудями.]. Вскоре она, будучи свободной от общественных обязанностей, выходит замуж за Геракла. Гера (жена Зевса) посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия оскорблением для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.[Аполлоний Родосский ІІІ.115 и схолии; Вергилий. Энеида I.32 и схолии; Гигин. Мифы 224 Вергилий. Георгики ІІІ.304.] Созвездие Водолей, происхождение которого связывают с Ганимедом, первоначально соотносилось с египетским богом истока Нила, «выливавшим» священную реку из своего сосуда. Поскольку Нил мало волновал греков, произошло замещение воды на вино, а порождающего бога — на прислужника богов.

  Отец Ганимеда Трос(Трой), узнав о похищении сына, предался отчаянию. И Гермес, в уплату за потерянного сына, от имени Зевса дарит тому золотую лозу, сработанную Гефестом, и двух прекрасных коней. Он убеждает его, что отныне его сына минует смерть, невзгоды старости, и он будет всегда с улыбкой подносить Отцу Небес [Зевсу] игристый нектар в золотой чаше. [Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V.266; Гомеровский гимн к Афродите 202—217; Аполлодор ІІ.5.9; Павсаний V.24.1.]
  В промежутках же между пирами Ганимед развлекается игрой в кости с Эросом, который, впрочем, безбожно плутует при каждом броске.

  Это похищение, похоже, было не первым в жизни юного красавца. Некоторые утверждают, что ранее Эос похищала Ганимеда и Титона, сыновей Троса или Ила [хотя, по другим свидетельствам это был Клит]. Когда Зевс отнимал у неё Ганимеда, она упросила громовержца даровать бессмертие остающемуся с ней возлюбленному Титону, забыв про вечную юность.
  В рассказах о деяниях Тантала упоминается также, что, будучи царем Пафлагонии в Лидии, он похитил у Ила Фригийца младшего брата Ганимеда и склонил того к сожительству. Согласно поэту Фаноклу, Тантал, похищающий детей для услад Зевса (!) пленил Ганимеда, из-за чего началась война.
  По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война Ила Фригийца и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны.
Стефан Византийский [под словом Гарпагия], пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». [3 Цар. 15, 12; 4 Цар. 23, 7]
По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

 Ганимед, в качестве персонажа, часто использовался в античном искусстве: упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт); существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей) и т.д.
Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.

  В римской мифологии миф о Ганимеде был также популярен, только место главного бога занял глава пантеона римских богов Юпитер [Юпите́р (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Третий сын Сатурна и Опы. Брат Плутона, Нептуна, Цереры и Весты. Брат и супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды. Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.]

 В христианстве средневековый «морализованный Овидий» превратил Ганимеда в прообраз Иоанна Евангелиста, а орёл стал символизировать Христа.
Гуманисты Ренессанса перевели эту тему в аллегорию движения человеческой души к Богу.

ГАНИМЕД
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ГАНИМЕД и ОРЁЛ ЗЕВС
ГАНИМЕД
ок. 1540 г.
CELLINI Benvenuto
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ок. 1550-1594 гг.
LORENZI Battista di Domenico
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
1874
MOULIN Hippolyte
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
XIX
FALGUIÉRE Jean-Alexandre-Joseph
ГАНИМЕД и ОРЁЛ ЗЕВС
1817 г.
THORVALDSEN Bertel

Один из популярнейших объектов искусства - особенное распространение получил сюжет "похищение Ганимеда" (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл)
В античном искусстве часто изображался в вазовой живописи и скульптуре поздней античности. Одет в плащ, часто во фригийской шапочке. Его сопровождают орёл или собаки.
В искусстве эпохи Возрождения и более позднего времени обычно изображается схваченным орлом или сидящим у него на спине. Ганимед может нести небольшой винный кувшин - намек на его будущую небесную роль.

ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ЮПИТЕР ЦЕЛУЕТ ГАНИМЕДА
ЮПИТЕР и ГАНИМЕД
ГАНИМЕД
ПОХИЩЕНИЕ ГАНИМЕДА
ок.1615-1620 гг.
Неизвестный художник
ЮПИТЕР и ГАНИМЕД
ок.1660-1669 гг.
van HELT Nicolaes Stockade
ЮПИТЕР ЦЕЛУЕТ ГАНИМЕДА
ок.1758-1759 гг.
MENGS Anton Raphael
ЮПИТЕР и ГАНИМЕД
1780
BÖTTNER Wilhelm
ГАНИМЕД
GRANGER Jean-Pierre

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед, открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед, открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде.

© COPYRIGHT 2015 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог