Гилас, Гил [др.-греч. Ὕλας — «лесной»] — персонаж древнегреческой мифологии.
Очень красивый мальчик или юноша.
Сын Феодаманта и Менодики, из Эхалии или Аргоса (по Феокриту, «сын Аргоса»). Или из земли дриопов, или сын Дриопа, или сын Кеика.
Согласно легенде, Геракл, победив и убив царя дриопов, захватил отличавшегося красотой Гиласа, который стал его слугой, учеником, оруженосцем, любовником и спутником в походе аргонавтов. Геракл почти никогда с ним не разлучался. Во время стоянки корабля Арго в Мисии у острова Кеос Геракл пошёл в соседний лес срубить дерево для весла: в этот день он в борьбе с напиравшими на корабль волнами переломил свое весло, а Гилас отправился на берег Пропонтиды, чтобы зачерпнуть воды в роднике ручья, но нимфы источника, восхищенные красотой мальчика, похитили его (Аполлодор I 9-19). Плененные красотой Гиласа, наяды увлекли его в пучину. Прекрасный Гилас исчез в воде, подобно светилу, сияющему во мраке и гаснущему при падении. Аргонавт Полифем, друг Геракла, ожидавший его возвращения близ самого этого источника, услышал крик мальчика и подумал, что он схвачен диким зверем или что разбойники влекут его в горы. Подобно льву, рыскающему за добычей, с обнаженным мечом устремился он в ту сторону, откуда ему послышался зов, но не нашел там мальчика. С плачем Геракл разыскивал всюду своего любимца, в то время как корабль Арго, оставив их, продолжил свой путь. Из-за поисков Гиласа и его утраты Геракл решил прекратить свое участие в походе аргонавтов.
Согласно Страбону, похищение Гиласа произошло на горе Арганфоний у города Киос/Кеос (Прусиада).
Похищение Гиласа нимфами является классическим сюжетом Западного искусства.
Поэт Феокрит (около 300 г. до н.э.) писал о любви между Гераклом и Гиласом:
«Мы не первые смертные, которые видят красоту в том, что прекрасно. Нет, даже бронзовый сын Амфитриона, победивший дикого немейского льва, любил мальчика - очаровательного Гиласа, чьи волосы свисали кудряшками. И, как отец дорогого сына, он учил его всему, что делало его сильным и знаменитым человеком».
Жители Киоса ежегодно устраивали празднество, во время которого они отправлялись в горы и призывали Гиласа, выкликая его имя, и как бы повторяя вопли и жалобы Геракла; жрец приносил у источника жертвы и трижды звал Гиласа, причем эхо отвечало ему. Возможно, Гилас первоначально был местным богом растительности, которого скорбными воплями вызывали почитавшие его эллины ("Нуlа", "Нуlа", отсюда происхождение его имени) (Вергилий, VI 44).
Сказаниями этими неоднократно пользовались греческие и римские поэты.
Оскар Уальд, "Портрет Дориана Грея», глава 11
... and gilded a boy that he might serve at the feast as Ganymede or Hylas.
... и позолотил мальчика, чтобы тот мог служить на празднике Ганимедом или Гиласом.