Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
   
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
ЛОГИНОВ К.К.
ЭЛЕМЕНТЫ "ПОРНО" В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ КАРЕЛИИ
фрагмент полная версия статьи

Русская Карелия - это территории современной Карелии к северу и к востоку от Онежского озера, на которых русский этнический компонент решительно возобладал не позднее середины XIX века. Исключением из правила является только Карельское Поморье, где совместно с русскими проживали и карелы. Кроме того, в русской Карелии традиционно принято выделять такие культурные провинции (с севера на юг), как Выгореция, Заонежье и восточное Обонежье (Повенецкий край и Пудожье). С восточным Обонежьем тесно связана также и провинция Вытегория, занимающая юго-восточную окраину Обонежья. С последней трети XVII века и до середины XIX а эта территория находилась под мощнейшим религиозным и нравственным влиянием старообрядчества, исходящего от Даниловского, Выго-Лексинского и других скитов и раскольничьих монастырей и общежительств Выгореции. По замечанию олонецкого губернатора Г.Р. Державина, в 1785 году даже в уездном городе Вытегре "граждане, имеющие достаток, - почти все староверы, ибо даниловская скитна ревностно о преумножении доходов своих подвизается и не оставляет столь неалеко отстоящий город без нападения на оный старинными преданиями" (Эпштейн 1987: 132). После ликвидации Священным Синодом в 1855 году старообрядческих монастырей Вытогеции многие из местных раскольников так и не были отправлены в Сибирь, а схоронились от властей, тайно расселившись по всей русской Карелии. Когда скрытно, а когда и явно они продолжали оказывать свое влияние на моральный и нравственный облик русских Карелии.

Свобода сексуальных нравов проникала в деревенскую действительность, как у русских, так и у карел, также и через местных представителей, с малолетства отдаваемых в "бурлаки", то есть на обучение разным ремесленным специальностям в Санкт-Петербург.

Мальчиков вопрос о том, могут ли они причислять себя к подросткам, начинает занимать лет с двенадцати. Чтобы определенно ответить на этот вопрос и утвердить свой новый статус в мальчишеском обществе, стайка купающихся ребят становится в кружок и начинает осматривать свои половые члены. Признаком повзросления считается желтоватого цвета полоска, поднимающаяся по нижней поверхности члена от "яблок Адама" до кончика крайней плоти (во взрослом состоянии она исчезает). Дополнительными свидетельствами повзросления мальчики считают набухание грудных мускулов и обозначившиеся "колечки" вокруг полей грудных сосков. По мальчишеским понятиям, именно в районе грудных мускулов, а не в "я6локах Адама", начинается созревание мужского семени, что и приводит якобы к их набуханию.

Переход из подросткового состояния в юношеское, как, наверное, и повсюду, определяется у мальчиков моментом первых ночных поллюций - непроизвольного ночного семяизвержения. Товарищам об этом сообщается с гордостью, но в иносказательных выражениях, типа: "Я сегодня ночью во сне о6трухался" (варианты - "Сегодня ночью белого медведя во сне увидел!"; "Я сегодня белого слона под одеяло пустил!"). В стопроцентного мужчину, как считается в наших краях, юноша превращается только после того, как у него "дорожка к теще прорастет", то есть сомкнется на животе ток волос, опускающийся с груди вниз и поднимающийся от лобка вверх. Считается, что только после этого его семя становится "опасным" для любой девушки или женщины. Пока этого нет, как очень многие полагают, далеко не все беременеют от юнца, не имеющего "дорожки к теще". Это, без сомнения, большое заблуждение моих земляков. Оно ничем не лучше, чем уверенность, что от одноразового опускания спермы в девушку та практически не рискует "под залететь", то есть забеременеть.

Для мужчин главным "данным от Бога" признаком является половой член. По нему их и оценивают. Длинный и тонкий мужской член называется у нас "хлыстун", толстый и длинный - "толстун", короткий и толстый - "коротун", обычный, небольших размеров - "щекотун", сверхмалый - "шишлик" или "пипка". Определить, что есть что, весьма просто. Если тонок, а в длину, когда меряешь от "корня" (от живота), больше ладони на головку члена и более, это "хлыстун". Такой же, но необхватываемый по толщине большим и безымянным пальцами на сантиметр и более, - это "толстун". "Коротун" - когда имеет длину и толщину консервной банки из-под сгущенного молока или близок к этому. "Щекотун" - когда закрывается полностью ладонью (не выступает над запястьем), а по толщине пусть и с усилием, но охватывается при помощи большого и безымянного пальцев. "Шишлик" - это когда не больше мизинца хозяина. Иметь последний - весьма оскорбительно. За выражение: "С твоим-то шишликом на этой бабе делать нечего" - очень легко можно схлопотать, и не только по шее.

В юном возрасте обладатели "хлыстунов" и "толстунов" задирают нос перед владельцами более мелких членов, в зрелом же возрасте всеобщее мнение таково: "Размеры не имеют существенного значения, лишь бы он стоял хорошо".
Половой член маленького мальчика называют "петушком", "барином" или точно так же, как и половой орган девочки, - "пипкой" (возможно, из вепского рiрu - женский половой орган).

Несмотря на консервативность подхода русских Карелии к проблемам секса в целом, редкие формы сексуального общения достоверно известны и некоторым из них. Такого рода "веяния" приходят из мест лишения свободы достаточно длительное время, начиная от постройки в конце 1930-х годов Беломоро-Балтийского канала. Время от времени на свободу выходят люди с измененной сексуальной ориентацией, пытаются прижиться хоть на время среди русских Карелии. От таких-то лиц мужского пола мои земляки иногда получают сексуальные предложения, которые звучат вполне конкретно: "Дай пососать твоего хуя" или "Выеби меня в жопу, а я заплачу". Деньги за услугу предлагаются всегда, иначе проситель будет нещадно битым. Не к чести моих земляков будет сказано, но желание опохмелиться на халяву, бывает, берет верх над укоренившимися нормами сексуального поведения: исполнив просьбу, земляк мой радостный бежит в ближайший магазин за бутылкой водки, ибо цена за услугу не меняется, что бы ни происходило с отечественной денежной единицей.

Не чужды заонежане также мужской и женской мастурбации. Мужской онанизм в русских говорах Карелии обозначают словом "суходрочка". Занятие им в детской и подростковой среде - самое заурядное явление. Автора в малолетстве, лет 10-11 от роду, неоднократно пытались привлечь к этому делу двое старших товарищей. Они забирались в укромное место и онанировали (по-местному "дрочили"). Свое занятие они объясняли тем, что, после того как брызнет семя (по-местному - "малафья"), "станет очень-очень приятно". Оба этих старших товарища были несколько с придурью. Отрицательные уличные лидеры их терпеть не могли, а потому частенько били. Один из "онанистов" прославился тем, что воровал кур, за что и был отправлен потом в детскую колонию. Другой (мой сосед за стенкой) "прогремел" еще громче, когда поддался на уговоры городского дурачка Вовки Тренькина сосать поочередно мужской член друг у друга: один день один сосет, на второй день - другой. Сосед мой выполнил свою часть договора, а городской дурак (он был старше по возрасту) - нет, да еще и рассказал об этом всем, кому не лень было его слушать.

Не надо думать, что среди русских Карелии онанируют только те, у кого с головой не все в порядке. Некоторые из моих друзей детства признавались, что занимались этим еще в детском садике и что-то при этом даже испытывали. Автору в экспедициях неоднократно доводилось встречать карапузов лет пяти-шести, буквально не вынимающих ручонок из трусов и продолжавших творить "детский грех", несмотря на замечания взрослых. Но это уже, наверное, на грани шизофрении. Впрочем, встречал я во время экспедиций в Карелии и девочек лет пяти-шести, беспрестанно тискающих себе промежность. А вот открытую демонстрацию онанизма школьником старшего класса довелось наблюдать только однажды во время велосипедной прогулки. Присутствовало нас не менее десяти человек Демонстрировал "свои таланты" лучший математик нашей средней школы, парень абсолютно трезвомыслящий, физически очень развитый и мощный. Тогда автор этой статьи впервые смог убедиться, что слова "онанизм", "дрочить член" или "дрочить шишку" - не пустой звук, не невесть что, выдуманное для оскорбления юношеского достоинства, а реальный физиологический процесс.

Среди девочек-подростков Карелии, как и повсюду в России, достаточно распространено "шупание", то есть хватание подруг за груди, попытки забраться рукою до тайного уда подружки, а равно и игровые имитации полового акта, его движений. Последнее имеет место также и в мальчишеской возне и играх. Причем ни среди мальчиков, ни среди девочек имитации не сопровождаются раздеванием и заголением каких-либо частей тела: в чем одеты, в том и имитируют. У мальчиков эта игра зачастую направлена на выявление лидерства, поскольку "активную партию" ведет тот, кто сильнее, чего за девочками подмечать мне не приходилось. На выявление лидерства направлены также и имеющиеся в мальчишеской среде "шупания", суперзадача которых пребольно дернуть за половой член товарища или ущемить его "яблоки Адама" в своей ладони так, чтобы тот взвыл от боли и запросил пощады. В этом смысле мальчишеские "шупания" напрочь лишены эротичности, чего нельзя сказать о девичьих. Хотя и там тоже определяется лидер, играющий активную роль. Примечательно, что и мальчишеские и девичьи имитации полового акта, при которых мне доводилось присутствовать, исполнялись в позе лицом к лицу, стоя или лежа.

Если проследить за развитием полового интереса с раннего детства, то можно заметить, что взаимный интерес к половым органам друг друга мальчики и девочки обнаруживают лет в шесть, не ранее. До этого их сажают на горшки друг против друга - и ничего. В средней группе детского сада начинаются подглядывания друг за другом в туалетах и во время летних обливаний водой на улице, в старшей группе показывают друг дружке "переднее" и "заднее" места, играют в "папу с мамой", "в больницу" и т. п. Причем выясняется, что в детсадовском возрасте кого-то больше волнует разглядывание "переднего места", а кого-то - "заднего", даже у девочек. В нашем садике был даже такой уникум, который подглядывал за нами, мальчиками, во время дефекации и приходил в сильное, не побоюсь сказать, половое возбуждение, от вида того, как фекалии раздвигают задний проход, выходя наружу. Стало ли это для него первым шагом к будущей гомосексуальной ориентации, неизвестно: мальчик тот после школы сразу поступил в один из московских вузов. С какого возраста ребенок может сексуально возбуждаться, судить не берусь. Однако однажды мне довелось наблюдать сильную эрекцию полового члена шестилетнего мальчика, разглядывавшего цветные репродукции "Спящей Венеры" и "Данаи" в журнале "Огонек". На разглядывание картинок, правда, спровоцировали его мы, двенадцатилетние.

Двенадцать лет, по-видимому, и есть период взрывного возрастания первоначального полового интереса. В г. Вытегра в 1960-х годах четыре из четырех известных автору случаев наиболее ранневозрастньгх сексуальных контактов мальчиков и девочек имели место именно между двенадцатилетними. Причем в двух случаях инициатива исходила от девочек, а в двух - от мальчиков. Так что половой интерес в этом возрасте, скорее всего, обоюдный.

В норме сексуальное желание в 12 лет еще скрывается, крайне редко вырывается наружу. А вот в детских домах для подростков (в Андоме, Вытегорского района, в городах Пудоже и Медвежьегорске) оно очень рано переходит в плоскость практического интереса. По заверениям одного из моих бывших одноклассников, многократно навещавшего детский дом в Андоме, там "девочек нет даже среди восьмиклассниц - все перетрахались со своими и чужими парнями". Мнение на сей счет преподавателей-мужчин, с которыми мне доводилось беседовать в 1970-1980-х годах в Медвежьегорске и Пудоже, очень близко к тому, что прозвучало выше. К тому же преподаватели, скорее всего, далеко не обо всем знают из того, что происходит там на самом деле. Однако детский дом - это особая статья, особый случай. Его реальность в условиях малых провинциальных городов Карелии отличается, как небо от земли, даже от реальностей обычной школы-интерната, в которую подростки приезжают жить и учиться всего на пять дней в неделю, чтобы на выходные уезжать домой к родителям. Но и там взаиморастления подростков происходят чаще, чем в обыденной жизни села или деревни. Впрочем, жизнь есть жизнь. В 1973 году весь Вьггегорский район судачил о том, что деревенская девочка-восьмиклассница (дело было неподалеку от уже упомянутой Андомы) всю ночь занималась любовью с семнадцатью студентами лесотехникума. А объяснила она это потом тем, что "ей очень-очень захотелось".

В школах, где учатся обычные дети из обычных семей, проявления полового интереса двенадцатилетних подростков тоже имеют место, но в иных формах. Мальчики начинают, кто украдкой, кто в открытую, "щупать" девочек за груди. Иногда бывает, что в школе вечером гаснет свет, тогда может начаться настоящая свалка. Не разобрав, могут "потрогать" в темноте и парня. Однако находятся девочки, которые жалуются своим родителям, те - учителям, а значит, проводится работа по устыжению наглецов. Работа эта всегда приводит к одному и тому же результату - коллективные "щупанья" прекращаются сразу, индивидуальные же имеют место только в качестве редкого рецидива. Начало, пик и конец "щупаний" приходится на 12-13 лет. Но желание узнать, что же такое девочки, из чего они сделаны, не проходит. Многие мальчики так никогда и не участвуют в коллективных и индивидуальных щупаниях по самой простой причине - им стыдно.

В 14-15 лет открываются иные возможности удовлетворения полового интереса. Мальчики начинают "дружить" с девочками, ходить с ними в кино. Но отношения эти еще очень целомудренны. Разве что бывают первые поцелуи, и только. В 16-17 лет мальчики начинают не столько "дружить" с девочками, сколько "гулять". А это уже подразумевает поцелуи как самое заурядное совместное времяпрепровождение, а кроме того, начинаются "тискания" с тесными прижиманиями друг к другу, поглаживанием коленок и грудей девушки, с поцелуями обнаженных грудей где-нибудь на лестничной клетке, на скамейке в садике. Впрочем, "хождения" и "гуляния" - тоже удел немногих, наиболее настырных и боевых парней и девушек. К тому же девушки в этом возрасте уже начинают заглядываться на тех, кто постарше их хотя бы на пару лет.

Возраст вступления в первый половой контакт самых "боевитых" девушек в норме на год или два ниже, чем у юношей. На первый "контакт" они идут обычно не с ровесниками, а больше с теми, кто уже отслужил в армии и, как правило, "созрел", чтобы завести семью. Крайне редко бывает и наоборот. Автору, в частности, известен в родных краях всего один случай, когда девушка 16-ти лет позвала с собой загорать за город 13-летнего мальчика и там его соблазнила. Она и дальше имела с ним половые контакты. Объяснила же она свои действия тем, что от более старших парней боялась забеременеть.

Из глаголов, означающих процесс совокупления, еще лет 40 назад был известен один, да и тот ненормативный - "ебаться". В сказках его заменяли глаголом "чесать": "... и тут он начал ее чесать так, что только ерши полетели!" А вот для процесса лишения девственности имелись вполне нормативные выражения - "нарушить", "уделать" (напр.: "И вот он ее нарушил"). В ненормативной лексике это звучит как "целку сломал". Слово "сношаться" для обозначения совокупления проникло в речь моих земляков явно из анекдота: "Свидетельница: "Я тоже сначала подумала, что они сношаются, а подошла поближе, гляжу, а они не сношаются - ебутся"". Слово "трахаться" для повседневной речи стало нормативным совсем недавно, где-то с конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда оно часто стало звучать в фильмах иностранного производства. В 1960-х и 1970-х годах его считали у нас ничуть не менее хулиганским, чем "ебаться". А до того, похоже, и вовсе не знали и не употребляли.

© COPYRIGHT 2014 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог