Книга посвящена античной истории, однако в ней вы не найдете хронологии войн, перечисления императоров и схем устройства полиса. Эта книга – о людях Древней Греции и Рима, об их частной жизни, забавных бытовых привычках, о том, как много увлекательного и необыкновенного таит в себе повседневность.
фрагмент
ГЛАВА 15*
БЫЛИ ЛИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И МАЛЬЧИКАМИ ПРОТИВОЗАКОННЫМИ?
*глава была изъята из официальной версии книги по соображениям цензуры. Добавлен любительский перевод
В 130 году н.э. Римская империя обрела нового бога. Само по себе это не было чем-то примечательным: в римском пантеоне всегда находилось место для божества эпохи позднего расцвета. Но до момента своей кончины этим богом был Антиной, молодой любовник Адриана. После того как он утонул в Ниле, убитый горем император решил - и остальные члены империи дипломатично согласились с этим - что Антиной теперь один из бессмертных. В ранее ничем не примечательной звезде была обнаружена душа вознесшегося юноши, и лояльные города нашли повод заказать пару статуй этого привлекательного божества. Культы и оракулы Антиноя возникали по всей провинции. А на берегах Нила Адриан основал Антинополь - город, украшенный величественными проспектами, колоссальным храмом Антиноя-Осириса и портретами утонувшего мальчика с печальными глазами.
Греческие и римские мужчины, вступавшие в сексуальные отношения с мальчиками, не считались извращенцами или растлителями детей. Предполагалось, что мужчины от природы испытывают влечение как к женщинам, так и к юношам. Если они обращали свое внимание на достойных подростков и вели себя с ними подобающим образом, их действия не подвергались ни наказанию, ни критике. Также они не считались гомосексуалистами. В классическом мире сексуальная идентичность мужчины определялась не объектами его желания, а ролью, которую он занимал в сексуальных отношениях. Свободнорожденные мужчины всегда должны были играть активную роль в сексе [древние представления о мужественности были неотделимы от сексуальной агрессивности: одна из древних басен утверждала, что мужчины, предпочитающие пассивную роль, появились в результате ошибки пьяного Прометея, лепившего человечество из глины – он по ошибке прилепил мужские гениталии к женским телам].
Обожествленный Антиной, представленный с атрибутами Диониса и Осириса.
Колоссальная статуя сейчас находится в музеях Ватикана. Фото автора
Относительно неважно, были ли их партнерами женщины или мальчики, поскольку и те, и другие были социально неполноценными.
Отношения между мужчинами и мальчиками были наиболее очевидны в классической Греции, где практика педерастии (буквально, "любви к мальчикам") была открытой и широко распространенной. В педерастии участвовали зрелый мужчина-гражданин - часто возрастом около двадцати лет, иногда старше; и мальчик-гражданин в раннем или среднем подростковом возрасте [Обычный возрастной диапазон, судя по всему, составлял от двенадцати до восемнадцати лет - примерно от начала полового созревания до его окончания. Считалось, что мальчики становятся наиболее привлекательными в возрасте четырнадцати лет, когда на их щеках появляется первая щетина]. Хотя номинально, а в какой-то степени и фактически, педерастия была средством наставничества и введения юношей в общество взрослых, она всегда основывалась на физическом влечении и на том, что мы бы назвали растлением.
Происхождение педерастии загадочно. Древние авторы предполагали, что она возникла как мера контроля численности населения или, возможно, после того, как отец Эдипа увлекся сыном другого мифического принца. Современные ученые называют и другие факторы - такие как исключение греческих женщин из общественной сферы, традиции мужских ритуалов инициации и желание подчеркнуть аристократическую сплоченность. Каковы бы ни были причины ее возникновения, к шестому веку до нашей эры педерастия практиковалась по всей Греции. Обычаи варьировались от региона к региону. Отношения между юношами и мальчиками были включены в знаменитое жесткое военное воспитание в Спарте [Пристрастие спартанцев к мужеложству было распространенной шуткой в Афинах, где анальный секс иногда называли "по-спартански"]. В городе Фивы был создан Священный отряд, очень уважаемое воинское формирование, состоявшее из 150 пар любовников. Однако больше всего мы знаем об Афинах, где педерастия была отличительной чертой высшего общества.
Афинская педерастия всегда больше всего процветала в тесных семейных кругах и на пропитанных вином симпозиумах аристократии. Поскольку мужчины и мальчики принадлежали к лучшим семьям города, педерастические отношения были прикрыты условностями, призванными защитить обе стороны от бесчестья. Как мы уже видели, считалось само собой разумеющимся, что мужчины испытывают влечение к мальчикам-подросткам. Предполагалось также, что мальчики испытывают лишь слабый сексуальный интерес к взрослым мужчинам. Другими словами, за мальчиками нужно было ухаживать. Им нельзя было просто дать денег, поскольку это означало бы, что они проститутки. Вместо этого им нужно было преподносить подарки, символизирующие привязанность мужчины, например, зайцев или боевых петухов. Как минимум в теории, мальчик был волен отвергнуть такие предложения.
Мальчик, решивший стать возлюбленным своего поклонника, мог сопровождать его на светских раутах, быть введенным в круг его друзей и союзников и получить первую точку опоры в мире гражданской политики. Однако от него также ожидалось удовлетворить мужчину в сексуальном плане. Если мы можем доверять свидетельствам изображений на вазах, то уважающий себя любовник ограничился бы тем, что ввел бы свой пенис между бедер мальчика и тем самым не подверг бы его позору проникновения. Однако большинство мужчин, вероятно, были не столь порядочны. Такие отношения продолжались до тех пор, пока мальчик не достигал зрелости. После этого секс становился постыдным, поскольку мужчина унижал своего согражданина, а юноша не мог принять надлежащую роль независимого и главенствующего взрослого.
Сексуальные отношения между мужчинами-гражданами и мальчиками-гражданами были немыслимы в римском обществе. Однако римские мужчины могли совершенно свободно спать с мальчиками-рабами. Эта практика была широко распространена среди элиты, которая платила огромные суммы за красивых юношей [Зная, что мальчики на пороге подросткового возраста стоят дороже всего, работорговцы мазали лица красивых юношей кровью из бараньих яичек, которая, как считалось, препятствовала росту бороды]. На банкетах эти фавориты часто были виночерпиями хозяина; подобно Антиною Адриана, они сопровождали его в путешествиях, иногда надевая шелковые маски, чтобы защитить свою кожу [Как всегда, больше всего мы слышим о злодеяниях императоров. Ходили слухи, что у Тиберия была целая свита «рыбок» - мальчиков-рабов, обученных облизывать и покусывать его тело, когда он плавал. Нерон, по слухам, кастрировал мальчика-подростка, чтобы сделать его похожим на свою умершую жену]. Хотя последующие императоры объявили проституцию мальчиков-рабов вне закона, хозяева продолжали открыто спать с юными фаворитами вплоть до поздней античности. Только после того, как римский мир стал христианским, такие отношения были признаны незаконными.
Тысячу лет любовь к мальчикам почти не вызывала прямой критики со стороны современников.
Хотя педерастия высмеивалась в комедиях и осуждалась в поздних работах Платона, в классических Афинах она, по-видимому, не вызывала возражений. Позже, особенно в интеллектуальных кругах, находившихся под влиянием стоиков, моральное осуждение стало более распространенным, хотя никогда не доходило до того, чтобы существенно препятствовать этой практике. Греческие авторы римской императорской эпохи вели своеобразные дебаты, в которых противопоставляли добродетели женщин и мальчиков. В самых длинных из них женщины выходили победительницами, но только после большого количества непритворных восхвалений юношам. Философски настроенные римские авторы, как правило, были более пренебрежительны, описывая педерастию как противоестественную или, в лучшем случае, легкомысленную. Марк Аврелий был благодарен за то, что у него хватило выдержки не поддаться чарам мальчиков-рабов.
Разумеется, римские рабы не имели иного выбора, кроме как подчиняться своим хозяевам. Считалось, что греческие мальчики, обладавшие хотя бы некоторой свободой действий, получали удовольствие от внимания своих возлюбленных и даже гордились этим. Некоторые юноши действительно могли видеть в ухаживающих за ними мужчинах пример для подражания или своего рода отеческие отношения: афинское граффити, написанное, по-видимому, мальчиком, восхваляет мужество своего любовника. Однако мы также слышим о мальчиках, сопротивляющихся мужским ухаживаниям. Один красивый юноша, как сообщается, прыгнул в котел с кипящей водой, чтобы спастись от тирана, который хотел переспать с ним. А по крайней мере в одной гимназии существовал официальный запрет на пьяниц, сумасшедших и любителей педерастии.