Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
   
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
SHUDO * СУДО * 衆道
эта статья может быть дополнена и переписана

Первые намеки на распространенность любви к мальчикам при японском императорском дворе содержались в самых ранних текстах: «Кодзики» [яп. 古事記, «Записи о деяниях древности», один из первых письменных памятников, основная священная книга синтоистского троекнижия] и «Нихо́н сёки» [яп. 日本書紀, букв. «Записанные кистью анналы Японии», 720, один из древнейших письменных памятников Японии]. С XI в. эта тема часто фигурирует в дневниках императоров и придворных, рождается поэзия о любви к мальчикам. Сексуальные связи монахов с послушниками были практически узаконены. В одном монастыре сохранился забавный текст составленного в 1237 г. обета 36-летнего монаха:
«Я пробуду в Храме Касаки до достижения сорока одного года... Переспав уже с 95 мужчинами, я обещаю, что их общее число не превысит за это время 100 человек. Я не буду любить и содержать никаких мальчиков, кроме Рию-Мару».

Из религиозных кругов однополая любовь распространилась в среде войнов (самураев), где было принято мальчикам возраста wakashu [若衆, юный человек,  11-19 лет] проходить обучение боевым искусствам, учась у более опытных взрослых воинов. Взрослый воин испрашивал согласие мальчика взять того в любовники, до достижения им совершеннолетия; эти отношения, часто формализованные в «договоре братства», должны были стать эксклюзивными для обоих партнеров, клянущихся не принимать никаких других (мужчин) любовников. Измена мальчика господину влекла за собой жестокую казнь. Эта практика получила название Судо [Shudo (衆道], сокращенное от wakashudo, «большой путь юноши», и была распространена с раннего средневековья до конца девятнадцатого века, до времени, когда феодальное сословие  воинов-самураев было упразднено.  С началом эпохи Мэйдзи влияние западной культуры и христианской морали привело к практическому исчезновению регламентированных гомосексуальных отношений.
Термин Судо  приписывается Кобо Дайси [弘法大師, Кукай, 772-834, крупный религиозный, культурный и общественный деятель Японии эпохи Хэйан. Основатель буддийской школы Сингон]. Судо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в «размягчении» мужчины. Ссылки на Судо имеются в многочисленных произведениях поэзии, прозы, драматургии, живописи и т.д. Много исторической и художественной литературы периода расцвета Судо восхваляло красоту и бесстрашие мальчиков, следующих судо. Современный историк Дзюнъити Ивата составил список 457 произведений XVII и XVIII веков, относящихся к т. н. «эротической педагогике».

Старший партнёр такого союза, nenja, должен был учить младшего партнёра, wakashu, боевым навыкам, этикету воина и кодексу чести самурая, служить хорошим образцом для подражания для своего wakashu, который должен был на примере своего господина учиться доблести, достоинству, честности, чувству прекрасного, а nenja был обязан не ронять честь перед младшим партнёром. Таким образом, считалось, что отношения Судо обладают «взаимно облагораживающим влиянием». Кроме того, обе стороны должны были быть равнодушными к смерти, помогать друг другу в феодальных повинностях, и отстаивать честь в сражениях и дуэлях. Хотя секс между сторонами этого союза ожидаемо заканчивался, когда мальчик достигал совершеннолетия, отношения в идеале могли продолжаться и развиваться в течение всей жизни, связанные узами дружбы. В то же время, сексуальная активность с женщинами не воспрещалась (для обеих сторон), и как только мальчик достигал совершеннолетия, оба были вправе искать себе других любовников wakashu.
В самурайской Судо были строго определены роли: nenja (старший) считался активным, проникающим в партнера, в то время как wakashu (младший), должен был быть сексуально восприимчивым. Единственно допустимой сексуальной техникой была анальная пенетрация.


Ishikawa TOYONOBU - Samurai and boy (самурай и мальчик), woodblock print on paper, c. 1730-40

Отношения между wakashu и nenja должны были строиться на основе чести, любви и верности, а не сексуального вожделения. Они не должны были базироваться на взаимной эротической привлекательности. В некоторых случаях отношения Судо могли возникнуть между мальчиками примерно равного возраста, но  роли в их отношениях по-прежнему делились на nenja и wakashu.

В своих ключевых аспектах wakashudo (часто сокращенное до Судо или заменяемое синонимом nanshoku  男色) был практически точным аналогом института педерастии, процветавшей двумя тысячами лет ранее в античной Греции. Это была связь между взрослым мужчиной и мальчиком.
Японцы, как и греки, считали любовь между мужчиной и безбородым подростком одним из идеальных событий в человеческой природе.
Анонимный  японский писатель написал в 1653 году:
«Для самурая естественно приложить все усилия, чтобы преуспеть рукой и мечом. Кроме того, для нас важно никогда не забыть, даже в наш последний момент, дух Судо. Если мы забудем об этом, то для нас не будет возможно сохранить ни приличия, ни мягкость речи, ни тонкости вежливого поведения».
В 1482 году Лджири Шусуке (Ijiri Chusuke) писал:
«В нашей Японской империи эта традиция процветает со времен великого учителя Кобо. В монастырях Киото и Камакура, и в мире благородных воинов, любовники клянуться в вечной любви, полагаясь на взаимную добрую волю. Их партнеры могут быть благородным или простолюдинами, богатыми или бедными, - это абсолютно не имеет значения... Во всех этих случаях они глубоко проникаются духом этого пути. Этот Путь должен быть по-настоящему уважаем, и никогда не должен исчезнуть».

© COPYRIGHT 2014 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог