D Bl-lit
Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
   
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
СМЕЛЯНСКИЙ Егор

ШВЕЦИЯ - ВЗГЛЯД ИЗ КИНО

 

Уже не первый раз я слышу (или вижу (где-то на форумах)) вопросы о некоторых детских фильмах, которые якобы очень изумляют своей открытостью и своей раскрепощенностью. Искренности ради надо отметить, что фильмы не всегда детские, но в большинстве своём о детях. Что же заставляет зрителя удивляться с искренностью ребёнка? Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера один из таких "удивительных" фильмов -- вышедший в 1980 году в Швеции "Детский остров" Барненса (Barnens O/ Children's Island). Автор романа - P. C.Jersild. Это один из немногих фильмов, открыто показывающих подростковую сексуальность и обнажающих эрекцию таким образом, чтобы это не мешало сохранить фильму художественность образа и идейный смысл. В целом фильм о социальных проблемах кризиса становления личности и проблемах периода полового созревания. По фильму парню 11 лет. Соответственно всё это рассказывается и, безусловно, показывается. И удивлению часто нет предела. Как же ТАКОЕ могли снять? На большой экран! И показать!? Причём часто эта реакция носит немного инфантильный характер. Знаете, примерно как иногда семи- восьмилетние дети, которые уже что- то знают о сексе, говорят или показывают что-то друг другу и сдавленно, подавляя бурные эмоции, хихикают. Но мы-то с вами знаем, что пройдёт совсем немного времени и эти дети, повзрослев на два, три, четыре года, поймут какую роль играет эта тема в жизни людей, примут ее и станут всё это воспринимать намного проще. Давайте же и мы попробуем разобраться, как же так свободно могут снимать и показывать фильмы о детской сексуальности.
Для начала хочу напомнить, что обнажённое детское тело никогда не было табу в советском, а затем и в российском кинематографе. Достаточно вспомнить большинство наших фильмов о тяжёлой беспризорной детской судьбе. Это и "Республика Шкид", и "Подранок" Николая Губенко, "Два Федора" Марлена Хуциева с Василием Шукшиным в главной роли, и "Иваново детство" Тарковского, "Пацаны" Приёмыхова, и "Парниковый эффект" нашего времени. Во всех этих фильмах режиссёр показывает, как обобщающий образ, детскую незащищённость, слабость, наготу. Иногда -- детскуюнепосредственность.
Ну, как снять фильм про беспризорника и не показать его голышом!? Это же его душа, состояние -- он наг и беззащитен! Такой подход используют с некоторыми вариациями режиссёры разных стран. Например, наши восточные братья-славяне не прочь показать и детскую красоту в детском теле. Французы и итальянцы часто ходят вокруг детской сексуальности почти вплотную, но именно скандинавский кинематограф раскрывает тему, о который просто не принято говорить. Тему детской сексуальности и детской любви. Это и шведы (Детский остров (Barnens O /The Children's island/)), и норвежцы (Летние забавы (Sommerjubel), Лакки (Lakki)), датчане (Ты не один (You are not alone /Du er ikke alene/)), и голландцы ("В честь пропавшего солдата" (For a Lost Soldier)). Фильмы очень неоднозначные и, к слову, запрещённые для массового просмотра в некоторых странах.
Отдельного слова тут заслуживают США со своей "Фабрикой грёз". Страна эта - до сих пор пуританская, несмотря на свой развращённый Голливуд. Страна, где президент, боясь импичмента переходит из методистской церкви в более лояльную баптискую и ходит перед камерами с библией под мышкой прогуливать по утрам своего лабрадора. Страна, в которой очень много табу и наверно самое большое табу на детскую сексуальность в кино, рекламе и культуре.
Если вы посмотрите на рекламные рисунки рыжих, конопатых мальчиков 60-80-ых годов, то кажется, что художник исключительно по рассказам инопланетян зарисовывал их. Нация, одевшая всех своих детей в широчайшие шорты для купания, чтобы, не дай бог, кто не соблазнился, увидев, что под ними. Нация, исповедующая презумпцию невиновности, но которая твёрдо уверена, что вожатые, воспитатели и близкие родственники, а также неродные отцы, не могут прижимать, гладить, или трогать ребёнка, не возжелав его тела. И этот их менталитет, конечно же, отразился во многих замечательных американских фильмах. Хотя признаюсь, бывали иногда просветления и у них. Можно вспомнить ещё фильм Чарли Чаплина, "Малыш" (The Kid) с культовым мальчишкой, для своего времени Джекки Куганом (Jackie Coogan). Отдельной главой тут проходят фильмы и мультфильмы Стивена Спилберга и Роберта Земекеса. И речь тут больше не о детской сексуальности, а скорее о красоте и обаянии детских образов.
И именно эта удивительная культура сейчас паразитирует и "грызёт мОзги" и социальные установки других западных и восточных национальных культур, насаждая своё виденье мира, свои нормы и ценности. Зачем я всё это пишу? Затем, что искренне считаю, что фильмы неразрывно связаны с культурой и менталитетом нации, в которой они произведены на свет. Именно для этого я предлагаю обратиться к этим важным для понимания источникам.
Давайте посмотрим в сторону северной Европы. На Скандинавию. Даже ещё более прицельно, на Швецию. Сложно говорить сразу про все страны. Очень уж они разные по своим условиям и возможностям, но на примере одной страны, Швеции, давайте обсудим особенности и менталитет жителей этих земель. Швеция небольшая, в общем-то, страна. Примерно 9 млн. жителей. Находится совсем недалеко от Санкт- Петербурга, да и климат с природой похожи на российские. В Швеции, помимо леса, нет больших запасов природных ресурсов, как, скажем, в России или у их соседей в Норвегии (нефть). Всё их экспортное производство вынесено за пределы страны, преимущественно в Азию (например заводы Эриксон или производство мебели IKEA). Однако на внутреннее потребление работает множество частных и государственных фирм. Страна реально пытается жить на огромные налоги, которые платят её жители - это минимум 35 %, и чем больше ты зарабатываешь, тем больше эти налоги. В этом смысле Швеция - страна развитого "социализма". Я слово социализм беру в кавычки, имея в виду, что налоговая политика очень жёстко уравнивает доходы населения страны. В стране нет ни бедных, ни богатых. Про Швецию много можно писать, про музеи, культуру, историю, машины, которые пропускают пешеходов, но я расскажу о том, что меня поразило в этой стране особенно сильно. Прежде всего, как человека приближенного к психиатрии меня удивило огромное количество нездоровых на голову людей. Инвалидов и "дурачков". Причём иногда просто умственно неполноценных людей. Пример - просим на улице молодого парня, лет 25-ти, нас сфотографировать. На хорошем шведском просим. Парень вытягивает инфантильное лицо и не может никак понять, зачем ему суют цифровой фотоаппарат - так и не сфоткал нас, как мы не бились. Много есть теорий на этот счёт. Например, говорят, что Шведы замкнулись сами в себе и долго не пускали чужую кровь к себе в страну, не смешивались, за счёт чего у них стали рождаться "дурачки". Ведь даже в одном городе Москве людей больше живёт, чем во всей Швеции. Маловероятно. Но одно очевидно. В этой стране эти инвалиды социализированы донельзя. Они сами живут, работают (иногда на примитивных работах), делают покупки, ездят на машинах(!), и платят налоги. Я лично наблюдал, как женщина лет 45-ти с детским церебральным параличом (ДЦП), вся скрюченная подъехала на инвалидной коляске к своей машине, засунула кое- как в задний багажник свою складывающуюся колясочку, села в машину (с трудом запихнув в машину свои ноги) и поехала. И это всё неспроста - просто в Швеции почти нет психиатрических больниц. В связи с чем иногда (раз 3-4 года) в стране происходит какое ни будь ЧП. Как правило, заводится какой-нибудь маньяк, и, как правило, именно из категорий этих больных людей. Часто жертвами становятся молодые женщины и девочки, но... шведы вздыхают, всё понимают и... продолжают считать считают этих людей нормальными и достойными жизни с ними в обществе.
В свете всего этого очень интересно отношение шведского общества к семье и детям. С 1842 году в Швеции введено всеобщее обязательное начальное образование. В 1962 принят закон об обязательном девятилетнем образовании для детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. Большинство основных девятилетних школ находятся в ведении местных властей. Число платных частных школ невелико. Первые семь лет все дети получают одинаковую общеобразовательную подготовку. Специализация вводится только в последние два года школьного обучения. Так вот именно до этого самого восьмого класса детям не ставят вообще оценок. Вы можете себе это представить?
Школа не делится, как в России, по уровню развития - задержка развития (школа 7-го вида), норма (массовая школа) и умственная отсталость (дебилы - школа 8-го вида). Там все дети учатся вместе в одном классе. На уроках можно ходить, сидеть на полу, говорить по мобилке, слушать музыку, кушать. В 8-ом классе наконец-то начинают ставить оценки. Но экзаменов нет. Есть тесты. По результатам тестов, подростки переходят после 9-го класса в высшую школу. А после 11-го поступают (по баллам) в институт. Никакого напряга, никакого стресса. Причём окончание старшей школы отмечается очень бурно и несколько дней. Они ездят по городу дня 3-4 в кузове грузовиков и прицепах тракторов с музыкой, березовыми ветками и орут, поют и танцуют. И со своими детскими (5-7 лет) большими фотками в руках. Вот как раз на третий день такого угара моё терпение лопнуло, и я назвал их нацией дебилов J Эмигранты из России и других стран не отдают своих детей в шведские школы. Их дети учатся в частных школах по английской системе обучения (сродни нашей). Интересна реакция самих шведов. Они понимают, что их система несовершенна, но детей отдают учиться только в свои школы, поскольку они (родители) учились точно так же. Понимаете? Для них нет НЕНОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ! ВООБЩЕ! И не просто в каких-то областях. Во всём так. Например, Швеция исповедует лютеранство (протестантизм). Церковь регистрируют акты гражданского состояния (рождения, браки, смерти). Так вот в 1958 шведская лютеранская церковь "положила" на весь остальной религиозный мир и ввела ординацию (посвящение в духовный сан) женщин. Сейчас женщин священников в городе можно встретить очень часто. Это неслыханное нововведение для того времени. И именно в Швеции вот уже более 20-ти лет регистрируют отношения сексуальных меньшинств. В 1994 году Швеция была одним из немногих государств в мире, предоставившим однополым парам право регистрации своих союзов. Среди сканданавских соседей раньше Швеции это сделали Дания и Норвегия. Легализация однополых браков в Швеции в ближайшее время может сделать эту страну локомотивом серьезных изменений в семейном праве во всей Скандинавии. Ни одна из стран этого региона не захочет отставать от своего соседа. Просто для общего развития. До последнего времени гомосексуальные пары в Швеции могут вступить в зарегистрированное партнерство, которое по кругу предоставляемых прав отличается от брака незначительно. В 2005 году ассамблея шведской лютеранской церкви 160 голосам и против 81 проголосовала в пользу церковного благословения однополых партнерств, тем самым приравняв это партнёрство к официально зарегистрированному браку (в церкви, напомню). Ну и в 2002 году шведский парламент узаконил усыновление и удочерение детей однополыми парами, став самой прогрессивной страной в мире в данном вопросе. Закон предусмотрел не только усыновление детей одного из партнеров другим, но и усыновление чужих детей, а также усыновление однополыми парами детей из-за рубежа. Очень модное сейчас в России слово "толерантность" (терпимость) тут становится просто обычным, бытовым, способом жизни. Кстати, раз уж заговорили об усыновлении (опеки в Швеции просто нет).
Давайте разовьём тему возможного неблагополучия шведских семей. В этой стране почти нет детских домов. Они используют систему приёмных, альтернативных семей. Условия для усыновителей просто шоколадные. Взяв 3-их детей можно просто не работать и жить давольно неплохо по шведским меркам. Каким образом? Государство выплачивает пособие на содержание (4000 крон за одного ребёнка) + покрывает ВСЕ расходы на ребёнка. По чекам банк Швеции выплачивает приёмным родителям ВСЁ, что на него тратится. Одежду, новую мебель, ремонт в его комнате, игрушки, обучение, лечение. Понятно, что при таком подходе в Швеции нет сирот. А шведы берут детей на усыновление в Китае, Албании и России. На них весь этот "шоколад" тоже распространяется.
Однако, я сказал, что приютов "почти" нет. Что же там есть и как в Швеции "борются" с неблагополучными семьями? Помните, как устроена Российская система? Напомню. При муниципалитете существует орган опеки и попечительства, который и занимается у нас неблагополучными и малообеспеченными семьями (как правило выдают мат.помощь и лишают прав через суд несостоятельных родителей. Детей при этом устраивают в детский дом. Они же отвечают за опеку детей, если повезёт и найдётся такой опекун). В Швеции похожая система. Точно такие же муниципалитеты, которые напрямую "спонсируются" от налогов жителей этого муниципалитета. РЕАЛЬНО. Чем богаче район (муниципалитет), тем лучше живут специалисты органов опеки. Тем больше у них зарплата, круче офисы и больше возможностей для помощи неблагополучной семье. И тут встает вопрос КАК? Как помочь? Так же как во всём западном мире. В 1992 году российские специалисты спросили у господина Жака Ширака (на тот момент мэра Парижа): "Как построена работа с проблемными несовершеннолетними и их семьями?". В ответ мэр подарил им толстый справочник, где были перечислены общественные организации и суммы их контрактов с городом.
В развитом мире не государство, а общество решает проблемы своих детей. Механизм такой: о появившейся проблеме семьи заявляет муниципалитет в соответствующие общественные и частные организации; устраивается публичный конкурс, на котором выбирается группа людей готовых и способных проблему решить; с ними заключается контракт, и проблема решается. Называется это система социальных заказов. Кто эти люди? Как правило, специальные психолого- педагогические центры, школы, социальные учреждения, частные приюты и реабилитационные центры. В Швеции есть приюты, но живут там не сироты, а сложные дети, которые по каким-то причинам не смогли ужиться с семьёй (часто приёмной) или запустили сильно учёбу. Реально сам видел такие учреждения. В частной школе-приюте, где я был, в небольшом старинном замке постоянно живет около 11 детей. Считается, что больше 15 они принять просто не могут, хотя, для сравнения, у нас в таких по размеру зданиях обитают, как правило, 80-100 детей. Понятно, что у каждого ребёнка в шведском приюте отдельная комната в стиле ИКЕЯ, и всё, что им надо для обучения и досуга. Всё вплоть до электрогитар и барабанных установок для собственной рок-группы. Про систему образования я выше немного писал. Однако в таких приютах учителя лезут из кожи вон, что бы заинтересовать своего ученика. На уроках они рисуют на больших полотнах маслом и лепят из глины композиции. Кстати в этих приютах самые высокие по стране зарплаты для учителей и работают там лучшие учителя Швеции. Больше половины из них - мужчины.
Терпимость (толерантность) и уважение - вот то, что изумляет меня, как русского человека, воспитанного в нашей системе бардака и грубости. Совсем недавно катаясь ночью на велосипеде, мы с другом заехали на Красную площадь и чуть не схлопотали по почкам дубинкой от милиционера за нарушение. Оказывается при съезде с Тверской улицы где-то там висел незаметный знак, который мы не увидели. А на улицах Стокгольма спокойно висит очень заметная реклама презервативов с фотографией двух сцепившихся в любовной схватке мужчин. Или забавная реклама туристической компании - красивый мужчина на берегу моря держит двух мальчишек, только в плавках, под мышками. Лет по 13-14. Одного справа, другого слева. Все мокрые и смеются. "Отдыхайте с нами!". А знаете, что меня ещё сильно удивило, когда я улетал из Швеции? В международном аэропорту города Стокгольма стоит статуя мальчика лет 13-14, совершенно обнаженного. С игрушкой-аэропланом в руках над головой. Очень чётко и ярко пририсованной всей физиологией. Пройти мимо без заикания невозможно. И не только из-за наготы этого мальчика. В Швеции очень мало реализма в скульптурах начиная со второй половины 20-го века. Их скульптуры - это кубы, треугольники, куча асфальта, абстракции. И на этом фоне мальчик с самолётом кажется просто сказкой и живым воплощением свободы и толерантности в этой стране - увы, совершенно отличной от нашей... Стране, терпимой ко многому. К женщинам, священникам, психически нездоровым людям, геям, детской сексуальности, сказкам, где хулиганистый "мужчина в самом расцвете сил" с моторчиком за спиной по вечерам прилетает к мальчику.
Так что ответ, на поставленный в самом начале вопрос, прост: их фильмы не вызов - это просто тот мир, который их окружает. Они видят его таким, какой он есть - во всем многообразии нормы ;)

©Смелянский Егор

© COPYRIGHT 2012 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог