Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
ВОЕННЫЙ БАРАБАНЩИК

Военный барабанщик отвечал за использование армейских барабанов на поле боя. Барабаны являлись неотъемлемой частью военной музыки на протяжении сотен лет, будучи завезенными в Европу османами. В китайских же армиях барабаны использовались ещё раньше. С профессионализацией армий получила развитие и военная музыка. Барабаны применялись не только для того, чтобы солдаты шли в ногу, но и стали важной частью системы связи на поле боя, используясь для передачи различных команд от офицеров к войскам. В боевом порядке барабанщик находился за строем, рядом с командиром. Потеря барабанщика на поле боя неминуемо вела к потере управления и дезорганизации подразделения. Нередко в рукопашной схватке неприятель стремился проткнуть барабан, чтобы лишить командира возможности управлять подчиненными.
Ко второй половине 18 века большинство (если не все) европейские армии имели стандартизированный набор маршей и сигналов, часто сопровождаемых флейтами или дудками.

Романтическое представление о военных барабанщиках состоит в том, что все они были маленькими мальчиками (например, как в рождественском гимне «The Little Drummer Boy / Маленький барабанщик»youtube или на картине
Lady Elizabeth Butler - Steady the drums and fifes (Станови барабаны и трубы), 1897
Lady Elizabeth Butler - Steady the drums and fifes (Станови барабаны и трубы), 1897

Однако на самом деле барабанщиками чаще всего являлись взрослые мужчины, набранные из простых солдат. С другой стороны, дудочники (флейтисты), не являвшиеся официальной частью военных полков, обычно набирались из мальчиков.

Существует версия, проливающую свет на то, как роль барабанщиков стали выполнять мальчики. Во время Тридцатилетней войны (1618-1638), шедшей в Европе, армии приобретали новый вид. Использование более скорострельных ружей повысило огневую мощь пехотных подразделений. Повышение оптимальной плотности огня позволило уменьшить численный состав рот и повысить их мобильность. Массово начал использоваться новый вид войск – драгуны. Возросла роль оперативного управления, что отразилось и на барабанщиках, и на самих барабанах. Возросшая роль барабанщика на поле боя, как средство управления войсками, сделало его активной мишенью. Их гибель приводила к дезорганизации отряда, не меньше, чем смерть командира. Наёмники, являющиеся основной силой тридцатилетней войны, и тут нашли своеобразный, но жестокий выход. Они воровали в селениях маленьких мальчиков 8-10 лет, (их было труднее убить, чем крупных мужчин) и обучали игре на барабане для подачи военных сигналов. После двух-трёх недель обучения им предоставлялся выбор: остаться барабанщиком или идти домой. За время обучения армия уходила на большое расстояние от родных мест, и многие ученики оставались в армии. Вот так появились «drummer boy» или полковые юные барабанщики.

В Русской армии XVII века также появились как и барабаны, так и «солдаты малые барабанщики» — подростки, ученики барабанщика, обычно солдатские сироты. Так в Бутырском полку уже в начале 1670 года числилось 195 «барабанщиков малых робят» не считая 40 взрослых барабанщиков. Специально для учеников изготавливались «барабаны клинчатые, малой руки». Они отличались и парадной формой одежды – немецкими кафтанами.

Уже во второй половине XIX века во многих европейских армиях барабанщиками и дудочниками служили несовершеннолетние мальчики. Хотя обычно существовали официальные возрастные ограничения, они часто игнорировались; кроме того, мальчики-барабанщики могли являться талисманами военного подразделения. Жизнь мальчика-барабанщика казалась довольно гламурной, в результате чего мальчики иногда убегали из дома, чтобы записаться на военную службу. Иные мальчики могли быть сыновьями или сиротами солдат, служивших в этой военной части.

Вид мальчика в разгар военной кампании художники XIX века считали идеалистическим; дети-барабанщики часто изображались на картинах, скульптурах и в литературных произведениях:

Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе-барабанщике представилось ему. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.

«Спросить бы можно,— думал он,— да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя. — Ну, да все равно!» — и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:

— А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть... может...

— Да, жалкий мальчишка, — сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. — Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.

— Я позову, — сказал Петя.

— Позови, позови. Жалкий мальчишка, — повторил Денисов.

Толстой Л.Н. «Война и мир» Том 4. Часть 3. Глава VII

Человек отпустил учеников, и Ким первым выскочил через веранду на
солнце.
— Эй вы! Стойте! Остановитесь! — раздался вслед ему тонкий голос. — Я должен смотреть за тобой. Мне приказано не
выпускать тебя из вида. Куда ты пошел?

Это был барабанщик, который все утро торчал рядом с ним, — толстый веснушчатый мальчишка лет четырнадцати,
и Ким возненавидел его от подошв сапог до ленточек на шапке.
— На базар. Купить сластей. Для тебя, — сказал Ким, подумав.

— Нет, базар вне дозволенных границ. Если мы туда пойдем, взбучку получим. Ступай назад!

— А как далеко нам можно отойти? — Ким не понимал, что такое
«дозволенные границы», но решил быть вежливым... пока.


Редьярд Киплинг «Ким»

 Романтические представления о мальчиках-барабанщиках плавно перетекли в XХ век, получив неожиданное развитие
уже в Советской России. Например, роль барабанщика в пионерской организации, получившая развитие как в
художественной литературе: (Аркадий Гайдар - «Судьба барабанщика» (1938), в некоторых произведениях Владислава
Крапивина) так и в стихах:
Михаил Светлов – «Маленький барабанщик»(1929) и песнях:
песня «Веселый барабанщик»youtube (Булат Окуджава, муз. Евгения Шварца (1957)
песня «Старый барабанщик»youtube (Евгений Долматовский, муз. Сергея Томина (1962)
Кстати, первый пионерский журнал, который издавался с 1923 года, назывался именно «Барабан», и только в 1926 году его переименовали в «Пионер».

 

Известные мальчики-барабанщики:

Считается, что Натан Футрелл (Nathan Futrell, 1773–1829) был самым юным мальчиком-барабанщиком во время американской войны за независимость; он присоединился к континентальной милиции Северной Каролины в возрасте 7 лет.

В 1793 году Жозеф Бара, 14-летний французский барабанщик-республиканец во время сражения в Вандее был убит контрреволюционерами-роялистами, предположительно, когда прокричал «Да здравствует республика!». Его тело было предано земле в Пантеоне вместе с другими национальными героями.
(На самом деле он не был мальчиком-барабанщиком, а помогал в артиллерийском обозе и погиб, пытаясь помешать краже обозных лошадей)

Андре Эстьен был барабанщиком армии Наполеона Бонапарта в битве у Аркольского моста в 1796 году, где он повел свой батальон через реку, держа барабан над головой, и, достигнув противоположного берега, пробил сигнал атаки. Это привело к захвату моста и разгрому австрийской армии. Несмотря на то, что ему было 19 лет, он прославился как «Le Petit Tambour d'Arcole / Маленький барабанщик Арколе» и изображен в Пантеоне в Париже и на Триумфальной арке, а также на картинах Шарля Тевенина и Горация Верне.

Buckner Richard - Battle of Balaclava. Drummer Boy (Битва за Балаклаву. Мальчик-барабанщик), 1854 <<< Buckner Richard - Battle of Balaclava. Drummer Boy (Битва за Балаклаву. Мальчик-барабанщик), 1854

 

19 апреля 1855 года во время осады Севастополя во время Крымской войны 77-й британский пехотный полк атаковал штыками несколько стрелковых ям, которые русские использовали для обстрела британских позиций. Атаку сопровождал неназванный мальчик-барабанщик 77-го полка, который, увидев, как русский мальчик-трубач пытается сбежать, вступил с ним в рукопашную схватку на кулаках, пока тот не сдался. Мальчик подарил русскую трубу сэру Джорджу Брауну, и позже был награжден генералом лордом Рэгланом, британским командующим.

Во время осады Лакхнау во время индийского восстания 1857 года 12-летний барабанщик Росс из 93-го полка Горцев просигнализировал о прибытии своего полка к осажденному гарнизону, поднявшись на шпиль мечети Шах-Наджаф и сыграв полковой марш на своем рожке, находясь под шквальным огнем повстанческих сил.

28 ноября 1857 года во время Второй битвы при Канпуре 15-летний Томас Флинн, барабанщик 64-го пехотного полка, был награжден Крестом Виктории. «Во время атаки на орудия противника Барабанщик Флинн, хотя и был ранен, вступил в рукопашную схватку с двумя повстанческими артиллеристами». Он остается самым юным получателем боевой медали.

Тринадцатилетний Чарльз Кинг стал самым молодым солдатом, убитым за всю Гражданскую войну в США. Чарльз поступил на службу в 49-й Пенсильванский добровольческий пехотный полк после неохотного разрешения отца в возрасте 12 лет, 5 месяцев и 9 дней. 17 сентября 1862 года в битве при Антиетаме он был смертельно ранен неподалеку от Ист-Вудса, вынесен с поля боя и умер через три дня.

Двенадцатилетний мальчик-барабанщик Уильям Блэк стал самым юным зарегистрированным человеком, раненым в бою во время Гражданской войны в США.

Джон Клем, неофициально присоединившийся к полку армии Союза в возрасте 9 лет в качестве барабанщика и талисмана, прославился как «Мальчик-барабанщик из Чикамауги», где он сыграл «длинную барабанную дробь» и застрелил офицера Конфедерации, который требовал его сдачи. Он считается самым юным новобранцем времен Гражданской войны в США. Позже он дослужился до звания бригадного генерала.

Военный барабанщик сержант Джон Клем (12), 1863
Военный барабанщик сержант Джон Клем (12), 1863

11-летнему барабанщику из Бригады сирот Конфедерации, известному только как «Маленький ойриш», приписывают сплочение войск в битве при Шайло поднятием знамени полка в критический момент.

* * *

Использование барабанов за пределами плаца быстро сокращалось и к концу XIX века в сигнальной роли их заменил рожок, хотя на них зачастую должны были играть барабанщики. Широко известный инцидент в битве при Исандлване во время англо-зулусской войны 1879 года положил конец отправке мальчиков на действительную службу в Британскую армию. Часть британских войск вернулась в свой лагерь ночью и обнаружила, что несколько часов назад он был захвачен зулусской армией. Очевидец сообщил, что «даже маленькие мальчики-барабанщики были подвешены на крючках и вспороты, как овцы. Это было жуткое зрелище». Самому молодому убитому барабанщику было 18 лет, а самому младшему - 16.

Fripp Charles Edwin - The Last Stand at Isandlwana / Последний бой в Исандлване
Fripp Charles Edwin - The Last Stand at Isandlwana / Последний бой в Исандлване

Несмотря на это, на знаменитой картине Чарльза Эдвина Фриппа «Последний бой в Исандлване» среди взрослых солдат изображен маленький светловолосый мальчик.

Армия США держала барабанщиков и дудочников/флейтистов в пехоте, пока они не были окончательно упразднены в полевых условиях в 1917 году. Барабаны, как и другие инструменты, теперь стали использоваться только для парадов и церемоний.

© COPYRIGHT 2022 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог