Один из известных библейских городов, который, согласно Библии, был уничтожен Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство.
От названия города Содом происходят слова «содомия», «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство).
Упоминание о Содоме встречается в сочинениях Страбона «География», Иосифа Флавия «Иудейские древности», в сочинениях Корнелия Тацита.
Содом входил в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находился, согласно Ветхому Завету, в районе южной оконечности Мёртвого моря, однако его точное местонахождение неизвестно.
В научных кругах имеются как подвергающие сомнению историческую достоверность существования этих городов, так и признающие факт их существования примерно в третьем тысячелетии до н.э. В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не обнаружено. В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом. В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись, найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538.
Впервые месторасположение Содома указывается в Библии на юго-восточной оконечности Ханаана к востоку от Газы (Быт. 10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причём Содомская земля обозначена в качестве восточного берега реки Иордан, напротив Хеврона (Быт. 10:11—12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) - с Содомом (Иез. 16:46).
Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).
Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли»
(Быт. 19:24—25).
В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены города Адма и Севоим. Но так как названия этих городов весьма малоизвестны, то, по всей видимости, грехи жителей этих городов оказались не слишком велики, а нравы не слишком «злы».
В книге Бытие говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников.
(Быт. 18:23–33).
На самом деле, торг насчёт праведников начинался с 50 человек и далее шёл по нисходящей.
Затем последовали следующие события:
И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт. 19:1–14).
Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему
(Быт. 19:15–23).
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
(Быт. 19:24–28)
Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян. (!)
(Быт. 19:30–38).
Как видно из последнего текста, инцест между самыми близкими родственниками (кровосмесительство) Ветхим Заветом вообще не почитается за грех, достойный порицания.
Французский писатель и критик религии Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» сравнивает библейское повествование о Лоте с античным мифом о Филемоне и Бавкиде, в которой Зевс и Гермес наказывают город за негостеприимство:
«Богословы находят что-то общее между этим случаем и легендой о Филемоне и Бавкиде. Но в этой легенде нет ничего непристойного; она гораздо более поучительна. Зевс-Юпитер и Гермес-Меркурий наказывают город за негостеприимство: это напоминает о долге доброты и человеколюбия; здесь нет ничего дурного» ...
... «Иные утверждают, что "священный" автор хотел превзойти историю Филемона и Бавкиды, дабы внушить больше отвращения к греху, весьма распространенному в жарких странах. Однако арабы пустыни содомской утверждают, что проходящие караваны предоставляют им достаточно зрелых девушек, и они никогда не требуют мальчиков. Эта история с двумя ангелами не приведена здесь как аллегория, отнюдь нет; все, все, буквально все точно! Впрочем, не видно, какую аллегорию можно извлечь здесь в пользу Нового завета, для которого, согласно утверждениям «отцов церкви». Ветхий завет является „прообразом“» …
… «Бытие: надо помнить и не забывать, что эти строки были написаны под диктовку самого „святого духа“!»
Комментарии Вольтера:
«Это место библейского текста больше всякого другого смущает разум человеческий. Если эти два ангела или два бога бесплотны, то, значит, они приняли неотразимо прекрасный телесный вид, раз сумели внушить столь ужасное желание целому народу. Подумать только: старики и дети, юноши, взрослые - все жители мужского пола, без исключения, толпой сбежались к дому для того, чтобы совершить гнусный грех с этими двумя ангелами. Природе человеческой не свойственно делать скопом эту гадость, ради которой обыкновенно ищут полного уединения. Содомляне же требуют обоих ангелов, как бунтовщики требуют хлеба во время голода. В языческой мифологии нет ничего похожего на эту непостижимую гнусность. Богословы, утверждающие, что три небесных путника, из коих двое пришли в Содом, были бог-отец, бог-сын и бог-святой дух, делают преступление содомлян еще более отвратительным, а всю историю еще более непонятной».
Кроме того, Вольтер проводит параллель между историей о Лоте и его дочерях и древнегреческой легендой о Мирре, родившей Адониса от своего отца Киниры, в которой девушка, в отличие от дочерей Лота, была наказана за свой грех.
Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.
Эта библейская история также упоминается в Новом Завете в контексте осуждения за дерзостное греховное поведение, разврат и блудодейство:
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».
(Иуд. 1:7,8. : Пет. 2:6-12.)
В христианском богословии Содом и Гоморра стали нарицательными для обозначения крайней степени сексуальной аморальности, крайней порочности и дерзостной греховности. Согласно раннехристианским комментаторам Библии, именно гомосексуализм был причиной тяжкого наказания, которому были подвергнуты жители Содома.
Преподаватель Ветхого Завета Гордон Венам [Gordon Wenham] пишет:
«Комментаторы Библии понимают, что требование со стороны жителей Содома „познать“ посетителей их города является требованием гомосексуального сношения».
Древнееврейский глагол yada (познал), используемый для описания действий сексуального характера, явно указывает на сексуальные намерения жителей города.
По мнению Венама, речь идёт не о гомосексуализме как таковом, а о нападении на гостей с отчётливыми гомосексуальными намерениями. (!)
Говоря о грехе гомосексуальных сношений, комментаторы Библии указывают и на прочие грехи. Особенную тяжесть преступлениям содомлян добавляет направленность их действий на гостей. На это обращает внимание, в частности, теолог и библеист Роберт Гагнон, который делает акцент на том, что тяжесть греха Содома и Гоморры заключалась в попытке сексуальных надругательствах над гостями (!). По мнению священника Льва Шихлярова, поведение содомлян свидетельствует не только о половой, но главным образом о духовной извращенности, ненависти и жестокости. В Толковой Библии Лопухина указывается, что «вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование „содомского греха“».
А как же инцест?
Ислам также рассматривает гомосексуальные отношения как безусловно греховные. Текстом Корана, упоминающим однополые сексуальные отношения, является история Лута (библейского Лота), который жил в городе Садум (Содом) в качестве пророка. Город Садум был исполнен греха и распутства, проживающие в нём люди занимались ливатой (гомосексуализмом). Попытки Лута отвратить этих людей от греха оказались безуспешными, и город был уничтожен Всевышним вместе с жителями за их преступления.
Трудно понять, как это увязывается с весьма популярной мусульманской традицией Бача-бази [перс. بچهبازی, буквально означает «играть с мальчиками»]?