class="стиль43" Bl-lit
Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
АМПЕЛ * AMPELUS * AΜΠΕΛΟΣ wikiвики

др.-греч.: Ἄμπελος (Ámpelos — виноград, виноградная лоза) лат: Ampelus

в греко-римской мифологии — прекрасный мальчик, юноша, сын сатира и нимфы, эромен, спутник и возлюбленный бога виноделия Диониса.

В результате несчастного случая Ампел погиб и по воле богов был превращён в виноградную лозу. Из неё люди стали делать новый, наделённый необычными свойствами напиток — вино. Таким образом, Ампел стал источником основных атрибутов и божественной силы Диониса.

Согласно Овидию он также был вознесён на небо как звезда Виндемиатрикс.

 

Известные литературные источники мифа об Ампеле крайне малочисленны. Данная легенда в двух различных версиях была пересказана в эпоху Римской империи в поэмах «Фасты» Овидия (I век н. э.) и «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского (V век н. э.).
О любви Диониса и Ампела также упоминается в «Псевдо-Климентинах» (II—IV век н. э.).

Согласно краткому рассказу Овидия, рождённый от союза сатира и нимфы Ампел жил в Исмарийских горах во Фракии. Он был возлюбленным Диониса. Однажды бог предложил Ампелу виноградную гроздь, которая висела высоко на ветках вяза. Собирая ягоды, юноша так увлёкся, что сорвался с дерева, упал и разбился насмерть. Дионис вознёс своего возлюбленного на небо и превратил его в звезду Виндемиатрикс (лат. Vindēmiātrix — «виноградница»), а виноградная лоза с тех пор стала носить имя Ампела.

В поэме «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского данный миф подробно изложен с X по XII главу, хотя упоминается и в других её частях. Согласно этой версии Ампел родился среди сатиров на горе Тмол в Лидии. При этом он также именуется фригийцем. Юный Дионис встретил мальчика во время своего путешествия по этому краю и влюбился в него. С тех пор Ампел стал спутником бога. Они вместе путешествовали, охотились, играли на музыкальных инструментах, пели и пировали. Они также соревновались в различных спортивных состязаниях (в борьбе, беге и плавании в водах Пактола), при этом Дионис поддавался возлюбленному, чтобы порадовать его. Но однажды Дионису было явлено пророчество о том, что Ампелу суждено умереть молодым от рогатого зверя. Дионис предупредил возлюбленного об опасности и попросил не отлучаться от себя, однако тот его не послушал. И вот в один из дней вышедшего в одиночестве на охоту Ампела заметила богиня бедствий Ата. В угоду жестокой мачехе Диониса она решила погубить его. Ата обернулась юношей и стала убеждать Ампела в том, что Дионис на самом деле не ценит его: не даёт ему править запряжённой пантерами повозкой, не наделяет его никаким особым даром, в отличие от других сатиров своей свиты. Для того, чтобы Дионис стал больше ценить его, она предложила юноше доказать свою состоятельность и оседлать быка: «ведь даже нежная дева Европа на бычью взошла хребтовину бесстрашно». Поддавшись уговорам, Ампел оседлал рогатого зверя. Он так этим возгордился, что стал хвастать своей удалью: «О, богиня Селена, рогатая, мне позавидуй! Стал я тоже рогатым, на турьей скачу хребтовине!». Лунная богиня оскорбилась этим речам и наслала на Ампела бычьего слепня. Ужаленный им зверь взбесился и стремглав понёс своего наездника в бездорожную чащу на скалах. Сбросив Ампела со спины, бык в бешенстве растерзал его, оторвав голову и скинув её в пропасть. Узнав о смерти друга, до той поры не ведавший скорби Дионис впал в отчаяние. Он приготовил тело возлюбленного к похоронам и исполнил над ним погребальную песню. Услышавший её бог любви Эрот обернулся старым учителем Диониса Силеном и попытался утешить его, рассказав среди прочего легенду о любви Каламоса и Карпоса, а также посоветовал излечить несчастную любовь новой любовью. Вняв плачу Диониса, боги не дали Ампелу отправиться в царство мёртвых Аида и превратили его в виноградную лозу, из ягод которой родился подобный божественному нектару чудесный напиток — вино. С тех пор Дионис стал носить венок из плюща и виноградных гроздей и принял лозу и вино как свои личные и главные атрибуты, призванные прославить его и возлюбленного, поскольку этот напиток обладал удивительным свойством дарить людям радость и утешать их от горя.

Ряд историков считают, что римские авторы полностью выдумали миф об Ампеле, другие предполагают, что они могли опираться на более раннюю античную традицию.
Изображения Ампела в скульптуре и древней керамике очень редки.

В эпоху Средневековья и Возрождения Ампел не был известен. В Новое время и позже его образ встречается лишь изредка. Миф о нём был «переоткрыт» в Европе в XVII веке, когда были изданы первые переводы «Деяний Диониса»
Некоторые исследователи указывают, что миф о Дионисе и Ампеле был одним из источников вдохновения французского писателя Андре Жида.

13 июня 1879 года французский астроном Альфонс Борелли открыл один из астероидов главного пояса, которому дал название в честь Ампела — Ампелия.

Дионис и сатир (Ампел), 50-350 Лейденский музей, Лейден, Нидерланды
Бахус и Ампел, галерея Уффици, Флоренция, Италия
Дионис и Ампел, 50-350 Лейденский музей, Лейден, Нидерланды
Дионис и сатир (Ампел), 120-140 галерея Уффици, Флоренция, Италия
ДРЕВНИЙ РИМ
Дионис и Сатир (Ампел)
50-350

ДРЕВНИЙ РИМ
Бахус и Ампел
ДРЕВНИЙ РИМ
Дионис и Ампел
50-350
ДРЕВНИЙ РИМ
Дионис и сатир (Ампел)
120-140
© COPYRIGHT 2023 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог