Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
ЭРОТ - ЭРОС - АМУР - КУПИДОН
EROS - EROT - AMOR - CUPID

 Эро́т (Э́рос, др.-греч. Ἔρως, также Аму́р, у римлян Купидо́н) — божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, понимавшийся как особое мировое божество. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром [Гесиод, Теогония, 116-122].

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
В ещё более античные времена, на территории, позже заселённой греками, Эрота почитал какой-то малоизвестный народ в беотийский Феспиях, в Париуме возле Гелеспонта и в Левктрах в Лаконии - там везде попадаются следы его стародавнего культа. В Феспиях его почитали, поклоняясь необработанной каменной глыбе, которая была самой большой святыней в том месте, и считали, что Эрот—это плод любви бога урожая Гермеса и богини подземного царства Артемиды.
Согласно изложения мифографа пятого столетия до нашей эры Акусилая, Эрот, Эфир и Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот также мыслился древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворождённый»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»). Отцом Эрота называли Урана, Хроноса, Орфея и других богов и героев античного мира. Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса [Еврипид, Ипполит, 533], который, предвещая злостную натуру божка, хотел умертвить его сразу после рождения, но Афродита спрятала ребенка в лесу, где львицы и тигрицы кормили ребенка молоком. Ещё он считался порождением Ириды и Зефира [Алкей, Фрагменты, 80]; в позднейших преданиях Эрот обычно называется сыном Ареса и Афродиты, её неразлучным спутником, постепенно принимая черты знакомого нам «златокрылого» бога, знаменуя тем самым постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии [Симонид Кеосский, Фрагменты, 24; Аристофан, Какалос, 1738; Сафо, Фрагменты, 50]. С того времени он стал считаться самым младшим среди богов, у которого никогда не было времени вырасти и возмужать, и навсегда остаётся маленьким мальчиком, беспокойным шалуном. Кормилицы Эрота, хариты, ходили в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте. Фетида ответила, что ребенок Эрот вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить. Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка — «разделенная, взаимная любовь»). Когда они вместе - бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.

Amore (Амур), 1848
Diana and Cupid (Диана и Амур), 1761
Amor Vincit Omnia (Амур-победитель), c.1602-1603
Cupid Sleeping (Спящий купидон)
Amour dansant (Танцующий Амур), XVII
BATONI Pompeo Girolamo
Diana and Cupid
1761
CARAVAGGIO
Amor Vincit Omnia
c.1602-1603
UNKNOWN
Amour dansant
XVII

Он стал прекрасным своенравным и жестокосердным мальчишкой, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. Его золотые стрелы несли не только радость и счастье людям, но и муки любви, страдания и даже гибель. Обманутые в любви обвиняли Эрота в том, что он пронзил их сердца ядовитыми стрелами. Остальные прославляли его за то, что он украшает человеческую жизнь цветами прекраснейших чувств.
По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь.

Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший мальчиков и мужчин, пользовался почитанием в древнегреческих гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла [Павсаний, IX 27, 1-3].

Mars restrained by Cupid (Марс, удерживаемый Амуром)
Cupidon suppliant Jupiter (Купидон, умоляющий Юпитера), c.1611-1615
Jupiter and Cupid (Юпитер и Амур), lateXVII-earlyXVIII
GIBSON John
Mars restrained by Cupid
RUBENS Peter Paul
Cupidon suppliant Jupiter c.1611-1615
after RAPHAEL 
Jupiter and Cupid
lateXVII-earlyXVIII

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота».

Cupid Rekindling the Torch of Hymen (Амур возрождает факел Гименея)
Deux Amours (Два амура), c.1890
RENNIE George Melvin
Cupid Rekindling the Torch of Hymen
MUNIER Émile
Deux Amours
c.1890

Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.

Dionysus and Eros (Дионис и Эрос)
Eros (Эрос), 27 B.C.-235 A.D.
ANCIENT GREECE
Dionysus and Eros
ROMAN IMPIRE
Eros
27 B.C.-235 A.D.

Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально изображением бога служил грубый камень. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.
Спартанцы и критяне перед битвой по обыкновению приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души). Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении «Метаморфозы». Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу.

В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон, открытый в 1913 году.
В честь бога любви назван также спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

© COPYRIGHT 2015 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог